Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 марта 2015 г. N 2-57-1606/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена комиссии - специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы: Головкина П.А., Болотова Я.А.,
при участии представителя ООО "СТРОЙ ТАНДЕМ": Полячинского А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона в на право выполнение работ по капитальному ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2014 году. 2014/КР/3-004 (ВАО) оказания услуг по комплексному содержанию территории (Закупка N0173200001414001351) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 05.03.2015 NМГ/8041 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к товару п. 1 "Песок для строительных работ": "Содержание в песке слюды от 1,5% по массе", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование не соответствует ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", согласно которому содержание в песке слюды должно составлять не более 2% по массе, что по мнению Заявителя создает препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено Заказчиком в соответствии со своими потребностями, и не противоречит ГОСТ 8736-93.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам п. 30 "Растворы цементные", п. 46 "Растворы цементно-известковые", п. 53 "Раствор известковый, марка 4": "Упаковка: пакеты из полиэтиленовой пленки; бумажные мешки", "Масса одной упаковки сухой растворной смеси должна быть не более 50 кг", поскольку данные требования являются избыточными и не влияют на качество выполняемых работ.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товару п. 69 "Олифа натуральная": "Тип упаковки: канистры полиэтиленовые или банки полиэтиленовые", "Вместимость упаковки: должна быть более 0,5 десятых до 50 дм3", поскольку данные требования являются избыточными и не регламентируются ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к упаковке товаров п. 30, 46, 53 установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требования к товару п. 69 установлены в соответствии с ГОСТ 9980.3-86 "Межгосударственный стандарт. Материалы лакокрасочные. Упаковка", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товарам:
- п. 32 "Сталь полосовая":
- Толщина полосы: должна быть от 0,4 см;
- Масса одного метра длины проката при выбранной толщине и ширине полосы: должна быть не менее 864 г;
- п. 50 "Краски цветные масляные для внутренних работ, готовые к применению": Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С: должна быть менее 50 мин;
- п. 58 "Лак битумный": Время высыхания пленки до степени 3 при температуре 20+/-2°С должно быть не более 1200 мин.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно использованы единицы измерения: "см", "г", "мин", что, по мнению Заявителя, является нестандартным описанием закупки, поскольку Заказчиком не используются единицы измерения "м", "кг", "ч".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно международной системе единиц, СИ, сантиметры, миллиметры, килограммы, граммы являются стандартными единицами измерения физических величин. Требования аукционной документации к вышеуказанным товарам в части указания характеристик в производных величинах (метрах, сантиметрах, миллиметрах; килограммах, граммах) не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к товару п. 88 "Манометры показывающие, для измерения избыточного давления в пылебрызгозащищенном исполнении": "Назначение: должен быть предназначен для измерения избыточного и вакуумметрического давления неагрессивных к медным сплавам и некристаллизующихся жидкостей а так же пара и газа", поскольку из аукционной документации Заказчика не следует манометры для избыточного или вакуумметрического давления необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в графе "Наименование товара" указано обобщенное наименование товара, при этом назначение манометра, указанное в требованиях к товару не противоречит требованию, указанному в наименовании товара.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к товару п. 58 "Лак битумный": "Стойкость пленки к статическому воздействию трех процентного раствора NaCl при температуре 20+/-2°С: не должна быть менее 125 мин", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия", согласно которому стойкость пленки к статическому воздействию трех процентного раствора NaCl при температуре 20+/-2°С: не должна быть менее 3 ч.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены противоречивые требования к товару п. 77 "Трубы стальные сварные, водогазопроводные, оцинкованные": "Условный проход: должен быть 32 мм", "Наружный диаметр должен быть 42.3 мм", "Толщина стенки труб 4 или 3.2 мм", "Длина от 6 до 10 м", "Масса трубы должна быть более 3.1827", поскольку, по мнению Заявителя, согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", масса трубы с указанными характеристиками должна быть не менее 12,789 кг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлено неправомерное требование в п. 45 "Олифа оксоль" Формы 2 аукционной документации: "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 плюс/минус 2°С: должно быть менее двадцати 24 ч", поскольку из аукционной документации не следует время высыхания олифы должно быть 20 или 24 ч.
Также, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования по п. 97 "Трубы стальные сварные, водогазопроводные, неоцинкованные": "Условный проход должен быть 40 мм", "Наружный диаметр: должен быть 48 мм", "Толщина стенки труб 35.4 мм", "Масса одного метра труб должна быть более 3.84 кг", что, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", согласно которому масса труб с указанными характеристиками составляет 3.84 кг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводам жалобы Заявителя, а также пояснил данный факт следствием технической ошибки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные требования по п. 14 "Листы гипсокартонные": "Группа листов по внешнему виду и точности изготовления: А\Б", "Предельные отклонения от номинальных размеров по длине: не должны быть более плюс 8 и не должны быть менее минус 8 мм", а также в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Требуемые значения по таким требуемым параметрам как - отклонение и погрешность - обязательно должны быть указаны в виде значения плюс/минус, но не более чем указано в нормативно-правовых актах и государственных стандартах Российской Федерации и установленных документацией об аукционе в электронной форме. Если отклонение или погрешность отсутствуют, то в своем предложении участнику следует указать значение ноль. Отклонение или погрешность только в положительную или отрицательную стороны недопустимы", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку, согласно ГОСТ 6266-97 "Межгосударственный стандарт. Листы гипсокартонные. Технические условия", предельные отклонения от номинальных размеров по длине листов группы А, толщиной свыше 16 мм могут быть только отрицательными.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, а также корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ТАНДЕМ" на действия ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 14, 45, 97 Формы 2 аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 марта 2015 г. N 2-57-1606/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2015