Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2015 г. N 2-57-1314/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена комиссии:
Специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей ГКУ "Экспертавтодор": Алаевой М.Б., Рабиновича Е.М., Яковченко М.Л., ФГУП "ИРЕА": Медведева Р.Б., Глушко А.Н.,
рассмотрев жалобу ФГУП "ИРЕА" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Экспертавтодор" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение экспертизы качества противогололедных материалов (среди СМП) (Закупка N0373200312915000004) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
По мнению Заявителя Заказчиком допущены нарушения при составлении Конкурсной документации, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/6410 от 25.02.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения при составлении конкурсной документации, а именно "в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика - ГКУ "Экспертавтодор" на 2015 год, размещенном на официальном сайте торгов не содержится закупок по указанным выше лотам NN1-5 на февраль-март 2015 г".
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5,8 и 10 ст.99 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст.18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со ст.18 Закона о контрактной системе обоснование закупок осуществляется на стадии формирования, утверждения планов закупок и планов-графиков.
Таким образом контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок относится к компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что рассмотрение жалобы участника закупки в части рассматриваемого довода не относятся к компетенции Московского УФАС России.
2. Согласно доводам Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении в конкурсной документации требования о том, что к участию в определении поставщика допускаются соискатели только из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что процедуры размещаемые ГКУ города Москвы "Экспертавтодор" среди Субъектов Малого Предпринимательства и Социально Ориентированных Некоммерческих Оорганизаций, учитываются в совокупном годовом объеме закупок Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - главного распорядителя бюджетных средств, в ведомственном подчинении которого находится ГКУ "Экспертавтодор".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным, поскольку Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены "противоречивые и сомнительные" требования к участникам закупки по лотам NN1-5, а именно в части установления критериев оценок заявок.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 10 "Правил оценки заявок" в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могту быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.8 Правил оценки установлено, что "В документации о закупке Заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и велечины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должны быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно возражениям Заказчика, критерии и порядок оценки заявок установлены в соответствии с требованиями ст.32 Закона о контрактной системе и поставления Правительства РФ N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В документации о закупке установлены следующие критерии оценки:
"1.Стоимостной критерий оценки: цена контракта (значимость критерия - 30%, оценка осуществляется по формуле согласно пп. а) или б) пункта 16 Правил);
2.Нестоимостные критерии оценки:
2.1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок. Значимость критерия - 50%. Показатель: качество услуг - предложение участника закупки по технологии, методам и качеству оказания услуг. Оценка по критерию (показателю) осуществляется в соответствии с п.26 и п.29 Правил оценки, путем сопоставления заявок участников и сравнения с лучшим из представленных предложений.
В соответствии с п.29 Правил оценки в конкурсной документации по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок используется шкала оценки, в которой определено количество баллов, присуждаемое за определенное значения критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В пунктах 1-5 порядка оценки заявок установлена прямая зависимость между количеством присуждаемых баллов и наличием конкретных сведений в предложении участника.
В соответствии с п.26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке участника, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, с учетом коэффициента значимости показателя.
2.2 Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия - 20%.
Показатель 1: опыт участника по успешному оказанию услуг - сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера - сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций по оказанным услугам сопоставимого характера за период 2012-2014 гг. Подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг за 2012-2014 гг. Коэффициент значимости показателя: 0,5
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi=КЗх100х(Кi/Кmax)
Показатель 2: обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - предложение о количестве квалифицированных сотрудников участника, привлекаемых для оказания услуг по предмету закупки. Подтверждается штатной расстановкой организации и копиями документов, подтверждающих уровень образования (квалификации) специалиста.
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi=КЗх100х(Кi/Кmax)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, а п.27 Правил оговорено какими могут быть данные показатели. Тем самым законодательно не предусмотрено требование устанавливать полный перечень показателей, перечисленных в названии критерия и заказчик вправе сам по конкретной процедуре устанавливать показатели иходя из разумной целесообразности.
Квалификация сотрудников также учитывается, т. к. согласно Порядку оценки заявок, входящему в состав конкурсной документации, максимальным признается предложение участника в заявке, которого представлены сведения о наибольшем количестве квалифицированных специалистов, привлекаемыз для оказания услуг, подтвержденные приложенными документами (штатной расстановкой организации и копиями документов, подтверждающих уровень образования (квалификации) специалиста, а при подсчете дополнительно применяются поправочные коэффициенты, учитывающие уровень образования (квалификации) специалистов (специалист, имеющий ученую степень (звание) - 1,6; специалист с высшим образованием - 1,4; специалист со средним техническим образованием - 1,2; специалист со средним специальным образованием - 1,0).
Техническим заданием определны условия оказания услуг и предъявляются они не к участнику закупки, а уже непосредственно к исполнителю.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования установленные Заказчиком в критериях и порядке оценок заявок на участие в открытом конкурсе не противоречат ст.32 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно указано ограничивающее конкуренцию условие о том, что оценке подлежит опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, к которым Заказчиком отнесены непосредственно услуги по проведению экспертизы качества притовоголеледных реагентов.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документации о закупке содержанием показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг" являются сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера - сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций по оказанным услугам сопоставимого характера за период 2012-2014 гг. Подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг за 2012-2014 гг.
Экспертиза качества противогололедных материалов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. N 242-ПП "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве". Методика проведения экспертизы определена Распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной службе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих неправомерность установления Заказчиком критериев оценки указанных в конкурсной документации.
Кроме того, согласно возражениям Заказчика, на участие в открытом конкурсе подано 19 заявок, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в конкурсе, а также об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя жалобы не нашел своего подтверждения, и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ФГУП "ИРЕА" на действия ГКУ "Экспертавтодор" необоснованной.
2.Снять ограничения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России N МГ/6410 от 25.02.2015.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2015 г. N 2-57-1314/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2015