Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2015 г. N 2-57-1416/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
Специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова.,
при участии представителей:
ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы: Левина Д.А., Осипова Г.П., Ильяшенко В.В., а также представителя ООО "Рельеф": Мосолова Н.М.,
рассмотрев жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель ) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту (Закупки NN 0373200041514000569, 0373200041514000570, 0373200041514000571, 0373200041514000572, 0373200041514000573, 0373200041514000574, 0373200041514000575, 0373200041514000576, 0373200041514000577, 0373200041514000578, 0373200041514000579, 0373200041514000580, 0373200041514000581) (далее - Аукционы), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционных документаций, а также в неправомерном размещении аукционных документаций, а именно, файла "конкретные показатели" (заполняемая форма), содержащего требования к товарам (материалам), используемым при производстве работ, в формате, не позволяющем осуществлять надлежащее ознакомление с текстом, а именно, поиск фрагментов текста (слов), что может повлечь за собой ограничение количества участников закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/7084 от 02.03.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчик при разъяснении положений аукционных документаций изменил суть аукционных документациий.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ст. 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения положений аукционных документаций, изменяющие суть аукционных документаций, так, например, даны значения сокращенных слов, в частности, "микроп - микропереключатель, атчик - датчик, овод - двухпроводная, рали - централизованное, дени - нападение, ревога - тревога, потоло - потолочный, альн - максимальный, прове - проверка, ации - сигнализации, ность - возможность, проник - проникновение".
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение ч. 5 ст 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений аукционных документаций изменяют суть аукционных документаций, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки и не позволить корректно подготовить заявку на участие в Аукционах.
2. Согласно доводам Заявителя, аукционные документации, а именно файл "конкретные показатели" (заполняемая форма) размещены Заказчиком в формате, не позволяющем участникам закупки осуществлять поиск фрагментов текста (слов), что влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку не позволяет корректно подготовить заявку на участие в Аукционах.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2012 N646/21н утверждено положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом ( далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
При этом п. 8 Положения определено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, из названных положений Закона о контрактной системе информация об Аукционе должна быть размещена в единой информационной системе без каких либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку в установленные сроки подготовить надлежащим образом, в соответствии со всеми требованиями, установленными в такой документации об аукционе, заявку на участие в торгах, затруднительно.
По мнению Заявителя, "в требованиях к товарам, опубликованным в составе аукционных документаций, нарушена целостность слов (посредством вставки пробелов), что не позволяет осуществлять поиск данных слов, в связи с чем не предоставляется возможным осуществлять надлежащее ознакомление с текстом документа. Так, например, "7 одно цв етны х индик ато ров". По мнению Заявителя, данная формулировка требований к индикатору не позволяет участнику закупки корректно подготовить заявку на участие в Аукционах в соответствии с требованиями аукционных документаций.
Комиссией установлено, что размещенные Заказчиком в единой информационной системе аукционные документации, а именно файл "конкретные показатели" (заполняемая форма) в нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч. 2 ст. 65 не позволяют осуществлять функции поиска, фрагментов текста, а также надлежащее ознакомление с текстом.
Таким образом, довод Заявителя о том, что размещенный в единой информационной системе файл "конкретные показатели" (заполняемая форма), входящий в состав аукционных документаций, создает препятствия участникам закупки для ознакомления с ним и подготовки заявки на участие в аукционе, что может повлечь ограничение количества участников закупки, обоснован.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Формы 2 аукционных документаций, а именно, графы "Требуемый параметр", которая заполняется Заказчиком при разработке документаций об электронном аукционе и не подлежит корректировке участником закупки, а также графа "Требуемое значение" составлены таким образом, что не позволяет точно определить требования к данным материалам и вводит в заблуждение участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Формах 2 аукционных документаций установлены следующие требования, так, например:
по товару "Извещатель пожарный дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый" включены слова "Технические характеристики" в графу "Требуемый параметр", которая должна содержать описание характеристики и не подлежать корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение", которая должна содержать минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "световых индикаторов должно быть не менее двухцветный (красный; зеленый) угол обзора должен быть 360 град. и должен отображать режимы работы извещателя; состояние элементов питания";
по товару "Пульт контроля и управления охранно-пожарный" включены слова "Технические характеристики" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение", которая должна содержать минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "напряжение питания не должен быть шире диапозона значений свыше 10,1 до 28,5 В".
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Формы 2 составлены в нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на основании того, что в Формах 2 в графах "Требуемый параметр", заполняемых Заказчиком при разработке аукционных документаций электронных аукционов, и не подлежащих корректировке участником закупок, отсутствуют технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, а в графах "Требуемое значение", которые должны содержать диапазон максимальных и/или минимальных значений, и которые должены заполнить участник закупок, Заказчиком указаны характеристики товаров, используемых при выполнении работ, таким образом, что не представляется возможным разграничить технические характеристики товаров и максимальные и/или минимальные значения данных показателей, что вводит в заблуждение, влечет ограничение количества участников закупок, а также препятствует корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в Аукционах.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Рельеф" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч.ч 2, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.О. Кондратьева
И.С. Максимов
Кондратьева А. О. (495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2015 г. N 2-57-1416/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2015