Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 марта 2015 г. N 2-57-1472/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е. А. Логиновой,
члена комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
Специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
при участии представителей:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет": Стулова А.В., Кондракова Г.А., а также ООО "Управление оснащения и капитального ремонта": Матвеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Управление оснащения и капитального ремонта" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт помещений общежития МПГУ по адресу: г. Москва, проспект Вернадского д. 88, корп. 1 (Закупка N0373100116215000002) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.03.2015 N МГ/7282 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам Заявителя аукционная документация содержит противоречивые требования, которые вводят в заблуждения участников закупки и не позволяют правильно сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, "для товара "Растворы" Заказчик установил противоречивые требования (заполнитель: песок для строительных работ, золошлаковый песок, пористый песок, песок из шлаков тепловых электростанций или песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов, массовая доля в заполнителях марказита в пересчете на SO: должны содержаться в количестве больше 1,27%). В соответствии с Инструкцией по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционе, если в Приложении к описанию объекта закупки в показателях (характеристиках), установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через запятую и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности, то участнику следует представить один вариант из перечисленных. Таким образом, участник закупки имеет возможность предоставить в качестве заполнителя раствора "песок для строительных работ", который в соответствии с ГОСТ 28013 "Растворы строительные" (в техническом задании установлено требование о соответствии), должен соответствовать ГОСТ 8736 "Песок для строительных работ", в соответствии с Приложением А "Содержание вредных примесей", суммарное содержание вредных примесей: сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на S0з - не более 1,0 % по массе. Таким образом, согласно жалобе установленные Заказчиком требования противоречат ГОСТ 28013 "Растворы строительные".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 8736 "Песок для строительных работ", в соответствии с Приложением А "Содержание вредных примесей" допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов, не должно превышать следующих значений: сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на - S0з не более 1,0%; пирит в пересчете на S0з - не более 4% по массе. Таким образом, требования аукционной документации не противоречат ГОСТ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов в части вышеуказанных требований аукционной документации.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
По мнению Заявителя, "для товара "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная", Заказчик установил требования (сопротивление сжатию при 50%-ной деформации: более 2,4 кПа, водопоглощение поверхности: менее 5 %, относительное удлинение при разрыве: более 14 %), которые противоречат ГОСТ 53338 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" (в техническом задании установлено требование о соответствии), Таблица 2 - Физико-механические показатели уплотнительных лент".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 53338 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" относительное удлинение при разрыве, %, не менее: 15; сопротивление сжатию при 50 %-ной деформации, кПа, не менее: 2,5; водопоглощение поверхности, % по объему, не более: 4. Таким образом, требования аукционной документации не противоречат ГОСТ 53338 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации в части вышеуказанных требований аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на предмет неправомерного установления требований по товару "Растворы", по товару "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная" по вышеуказанным параметрам.
Также, по мнению Заявителя, для товара "Блоки дверные внутренние" Заказчик установил противоречивые требования (для изделий нормальной влагостойкости может применяться древесина хвойных пород: березы, осины, ольхи, липы, тополя). При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционе, если в показателях (характеристиках) товара присутствуют слова "может, возможные, могут" и тому подобно, то это означает что перечисленные марки или иное дано участнику на выбор, и он вправе выбрать один или несколько типов, марок, значений или иное, указанное в требованиях в Приложении к описанию объекта закупки. Таким образом, согласно жалобе Заявителя "ни одна из предложенных пород древесины не относится к хвойной породе".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом.
По мнению Заявителя, "для товара "Листы гипсволокнистые" Заказчик установил требования (предел прочности при изгибе: должен быть больше 4 мПа; масса 1 кв. м: должно быть менее 26 кг), которые противоречат ГОСТ 51829 "Листы гипсволокнистые" (далее - ГОСТ 51829) (в техническом задании установлено требование о соответствии), так как в соответствии с пунктом 5.2.2. ГОСТ 51829 минимальный предел прочности при изгибе, с учетом толщины, должен быть не менее 43 мПа, в соответствии с пунктом 5.2.1. ГОСТ 51829 масса 1 кв. м, с учетом толщины, не может быть более 25 кг, в соответствии с пунктом 5.2.4. твёрдость лицевой поверхности должна быть не менее 20 мПа".
По мнению Заявителя, "для товара "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная", Заказчик установил требование (сопротивление отслаиванию от бетонного основания: более 0,2 кгс/см), которые противоречат ГОСТ 53338 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" (в техническом задании установлено требование о соответствии), Таблица 2 - Физико-механические показатели уплотнительных лент".
На заседании Комиссии Управления установлено, согласно ГОСТ 53338 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" сопротивление отслаиванию от бетонного основания, кгс/см, не менее: 0,3.
По мнению Заявителя, "для товара "Шкурка шлифовальная на тканевой основе" Заказчик установил требования (режущая способность: не менее 27 мм/мин.; зернистость с индексом Н или П: от 4 до 50), которые противоречат ГОСТ 13344 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая" (в техническом задании установлено требование о соответствии), так как в соответствии с таблицей 5, с учетом зернистости, режущая способность должна быть не менее 53 мм
/мин."
По мнению Заявителя, "для товара "Бруски хвойных пород" Заказчик устанавливает требования (шероховатость изделия: не должна быть больше 1600 мкм), которые противоречат ГОСТ 8486 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (в техническом задании установлено требование о соответствии), так как в соответствии с пунктом 2.5. параметр шероховатости не должен превышать 1250мкм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации к товарам "Блоки дверные внутренние", "Листы гипсволокнистые", "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная" (по параметру сопротивление отслаиванию от бетонного основания), "Шкурка шлифовальная на тканевой основе", "Бруски хвойных пород" противоречат нормам ГОСТ, а также вводят в заблуждение и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением п.п. 1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку согласно протоколу N 0373100116215000002 от 03.03.2015 г. подано 8 заявок на участие в Аукционе, при этом ни одна заявка на участие в электронном аукционе не была отклонена по вышеуказанным основаниям.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управление оснащения и капитального ремонта" на действияФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика нарушение положений п.п. 1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии А.О. Кондратьева
Е.А. Дейнега
исп. Кондратьева А. О. (495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 марта 2015 г. N 2-57-1472/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2015