Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 декабря 2014 г. N 2-57-10091/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Каплина О.А.,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы": Счастливой Л.В., Калупина А.В.,
в отсутствие представителей ООО "МонтажСтрой", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/41826 от 17.12.2014),
рассмотрев жалобу ООО "МонтажСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплексных услуг по содержанию имущества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности Санкт-Петербургского филиала, в 2015 году (ФГКУ Росгранстрой) (Закупка N0373100063314000046) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном размещении Заказчиком аукционной документации, а именно:
установлении нестандартных требований к товарам;
отсутствия в аукционной документации указания на объёмы использования товаров, а также на объёмы услуг, которые необходимо оказать согласно техническому заданию;
установлении требований к материалам, не являющимся объектом закупки;
установления в аукционной документации требований к форе подачи заявки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.12.2014 NМГ/41826 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены требования к материалам, не являющимся объектом закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к компонентам товаров "Фланцы стальные плоские приварные", "Фланцы стальные плоские приварные (тип 2)", "Шаровой кран", "Хомуты для стягивания проводов в пучки. Диаметр хомутов 25, 75, 90 мм", "Лента эластичная самоклеящаяся".
Кроме того согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Приложении к аукционной документации установлены требования к товарам: Бачки смывные для унитазов-компакт с запорной арматурой. Сиденья для унитазов, Мойка, Насос центробежный, Писсуар GOLF или эквивалент. Погружной дренажный насос с однофазным электродвигателем и вихревым рабочим колесом АР 50В.50.11.A1.V или эквивалент, Подпиточный насос, Полотенцесушитель, Раковина угловая, Расширительный бак водоснабжения горизонтальный. Умывальник с пьедесталом. Унитазы керамкгаеские тарельчатые, Унитаз Компакт, Кирпич керамический рядовой. Замок врезной, извещатели, шкаф пожарного крана. Пульт контроля и управления охранно-пожарный, блоки бесперебойного питания, светильники, поскольку данные товары не являются объектом закупки и не могут использоваться при техническом обслуживании.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, а также отсутствует указание на нормы Закона о контрактной системе, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком при установлении требований к указанным товарам, а также не позволяют сформировать заявку на участие в аукционе, согласно аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническое обслуживание зданий, помещений и иного имущества требует выполнения работ по их ремонту и/или замене, в случае невозможности ремонта, что подразумевает необходимость установления требований к указанным товарам. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием предусмотрены работы, при выполнении которых используются указанные материалы.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводом жалобы, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования:
п. "Фланцы стальные плоские приварные" установлено требование "Упаковка: При транспортировании фланцы должны быть упакованы в тару. Упаковка должна обеспечивать защиту фланцев от повреждений при транспортировании и хранении. При транспортировании в контейнерах должна быть обеспечена сохранность фланцев при перевозках всеми видами транспорта. Допускается транспортирование фланцев без упаковки, при условии обеспечения их сохранности";
п. "Изоляционная лента" установлено требование "Количество рулонов на паллете: менее 13 шт".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что из аукционных документаций не следует, что данные товары будут храниться на территории, представленной Заказчиком.
Кроме того, в аукционной документации не содержится обоснования необходимости использования данных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Согласно доводам Заявителя Заказчиком использованы нестандартные показатели при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчика установлены следующие требования:
п. "Контргайка чугунная оцинкованная" установлено требование "S 55 мм, D более 53,1 мм, но менее 86,5 мм";
Согласно доводам жалобы Заявителя из аукционной документации не следует к каким характеристикам установлены данные требования, что не позволяет корректно заполнить заявку на участие в аукционе.
п. "Задвижки стальные" установлено требование "Температура окружающей среды: С должна быть от -40° (-60°) до +45°. Температура рабочей среды должна быть от -40° (-60°) до +425° С".
Согласно доводам жалобы Заявителя по данной позиции не установлен минимальный показатель характеристики, что затрудняет определение потребности Заказчика, и препятствует корректному заполнению заявки на участие в аукционе.
п. "Трубы гибкие гофрированные легкие из самозатухающего ПВХ диаметром 16 и 25 мм" установлено требование "Плотность должна быть менее одной целой двадцати девяти сотых; более одной целой тридцати трех г/см3", что является взаимоисключающими требованиями.
п. "Графитная смазка" установлено требование "Гарантийный срок хранения смазки должен быть более 3 лет со дня изготовления", что является нестандартными требованиями, поскольку, согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Кроме того, в Приложении N1 к техническому заданию, содержащему требования к характеристикам товаров, которые необходимо использовать при оказании услуг, установлено требование: "Все материалы должны строго соответствовать сметной документации, Техническому заданию, Приложениям к Техническому заданию, нормативной документации РФ, соответствующим стандартам, техническим условиям, а также ГОСТам". Вместе с тем, в составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствуют сметы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. "Шурупы с полукруглой головкой 2,5х20, 4х40, 5х70 мм" установлено требование "Теоретическая масса 100 шт. - 1,5 кг".
Согласно доводам жалобы Заявителя данное требование является неисполнимым, поскольку шурупы разного размера должны быть с различной теоретической массой 100 шт.
п. "Кронштейны чугунные" установлено требование "Длина: должна быть не более 320", без указания единицы измерения;
п. "Вентилей, задвижки, затворы, клапаны обратные, краны проходные на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25, 50, 100 мм" установлены, в частности, следующие требования:
"Диаметр условного прохода должен быть менее ста мм";
"Диаметр условного прохода должен быть сто мм", что является взаимоисключающими требованиями.
При этом предметом закупки является оказание услуг по содержанию имущества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а не поставка указанных товаров.
Таким образом, Комиссией Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации требования к товарам установлены без использования числовых значений характеристик, так, например, по п. "Кабели силовые с медными жилами 3х1,5 и 3х2,5 мм2" установлено требование "Должны выдерживать номинальное напряжение: менее одной тысячи вольт, частотой менее шестидесяти герц Гц", что, по мнению Заявителя, препятствует заполнению заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к сведениям, которые необходимо указать в заявке на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Кроме того, в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению первой части заявки, размещенной в составе аукционной документации установлено "В случае если указанные в первой части заявки наименование товаров, используемых при оказании услуг, не дает возможности однозначного определения технических характеристик, свойств, параметров данного товара, участник закупки должен указать полную информацию о данном товаре, включая информацию о товарном знаке, серии, модели, производителе".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в Инструкции по заполнению заявки, размещенной в составе аукционной документации, в нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации не определен объём материалов и оборудования, которые необходимо использовать при оказании услуг.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика не определено являются ли, указанные в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации, содержащем характеристики товаров, которые необходимо использовать при оказании услуг товары оборудованием, подлежащем обслуживанию, либо расходными материалами, а также не определен объем использования данных товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные товары являются расходными материалами, а также пояснил, что в п. 7.4 технического задания указано: "Стоимость приобретаемых Исполнителем расходных материалов не может превышать 8 % от суммы ежемесячно оказанных услуг. В данный пункт включены расходы на предоставление заказчику материалов в соответствии с требованиями технического задания", что не противоречит п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводом жалобы, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МонтажСтрой" на действия ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" обоснованной части установления неправомерных требований к товарам, а также установления требований к форме заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов, не нарушило права и законные интересы участников закупки и не привело к их ограничению.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председатель комиссии: Т.А. Логинова
Члены комиссии: О.А. Каплин
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 декабря 2014 г. N 2-57-10091/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2015