Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2015 г. N 2-57-244/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии - специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
в отсутствие представителей Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/825 от 16.01.2015),
в отсутствие представителей ООО "Центр права и технологий", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/825 от 16.01.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Центр права и технологий" (далее - Заявитель) на действия Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению образовательных экскурсий на промышленные предприятия города Москвы (Закупка N 0173200005014000215) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в конкурсной документации, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления противоречивых требований к участникам закупки;
2) установления неправомерных требований к составу конкурсной заявки.
В соответствии с письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/825 от 16.01.2015), на основании ч.5 ст.105 Закона о контрактной системе, на заседание Комиссии Заказчик обязан представить документы и сведения предусмотренные ч.5 ст.105 Закона о контрактной системе, а именно: аукционную документацию, изменения в аукционную документацию, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения закупки. В нарушение требований ч. 5 ст.105 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России (исх. N МГ/825 от 16.01.2015), на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу Заказчиком не представлены документы и сведения, предусмотренные ч.5 ст.105 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя в конкурсной документации Заказчика установлены противоречивые требования.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с. ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно ч.5 ст. 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя в извещении о проведении открытого конкурса Заказчиком не установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, указанным в п. 2-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п. 15 конкурсной документации установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при этом в извещении о проведении открытого конкурса не установлено требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что, по мнению Заявителя не позволяет корректно составить заявку на участие в открытом конкурсе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о наличии допущенных нарушений Заказчиком п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе при составлении конкурсной документации.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень сведений и документов, которые участнику закупки необходимо указать в составе конкурсной заявки.
В соответствие с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системы требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ст. 51 Закона о контрактной системы документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в пп. 12 п. 16.1 конкурсной документации неправомерно установлено требование о представлении в составе конкурсной заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, что, по мнению Заявителя, нарушает ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в конкурсной документации установлен критерий оценки заявки по квалификации участников.
Кроме того на заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно Приложению 1 к документации о проведении открытого конкурса на право заключения контракта, содержащем форму подачи заявки, размещенному в составе конкурсной документации, отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что пп. 12 п. 16.1 конкурсной документации Заказчика не противоречит п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, в конкурсной документации Заказчика неправомерно установлено требование о представлении в составе обоснования предлагаемой цены контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Приложению 1 к документации о проведении открытого конкурса на право заключения контракта, содержащем форму подачи заявки, размещенному в составе конкурсной документации, данные сведения указываются если участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе заявки на участие в конкурсе, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении открытого конкурса, закупка проводится на оказание услуг по организации и проведению образовательных экскурсий на промышленные предприятия города Москвы в рамках проекта "Заводы - детям" в 2015 году.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в конкурсной документации не установлено требование о представлении указанных сведений в составе конкурсной заявки по данному конкурсу.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявки на участие в конкурсе.
Ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень сведений и документов, которые участнику закупки необходимо указать в составе конкурсной заявки.
В соответствие с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системы требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ст. 51 Закона о контрактной системы документов и информации, не допускается.
В соответствии с. ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в пункте 14 Приложение 1 к документации о проведении открытого конкурса направо заключения контракта установлена необходимость предоставления декларации принадлежности к СМП. В примечании к данному требованию указано, что пункты 11, 13, 14, 15, 16, 17 формы заявки обязательны к заполнению участником. Вместе с тем, в извещении о проведении открытого конкурса не установлено ограничение об осуществлении закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в п. 4 Приложения N1 к конкурсной документации установлено требование о представлении в составе заявки декларации об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Вместе с тем, требование о декларировании участниками конкурса своего соответствия требованию, установленному ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в конкурсной документации Заказчика, в нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе установлены требования о представлении в составе заявки документов, не предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 13.01.2015, участниками закупки на участие в открытом конкурсе подано 4 заявки, при этом заявки участников закупки не отклонялись за не представление указанных документов.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом указанные нарушения могут повлечь ограничение количества участников закупки и не позволяют подать заявку на участие в конкурсе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр права и технологий" на действия Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к заявке на участие в конкурсе, а также неправомерного установления требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов, не нарушило права и законные интересы участников закупки и не привело к их ограничению.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Член Комиссии Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2015 г. N 2-57-244/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2015