Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2014 г. N 2-57-10200/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии - специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Соцэнерго Департамента здравоохранения города Москвы": Кондратьевой А.В., Рабиновича Е.М.,
при участии представителей Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В., Ломановой О.И.,
при участии представителей ООО "Синктел": Трофимова К.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Синктел" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Соцэнерго Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по оптимизации расходов на оплату энергоресурсов для учреждений здравоохранения и их филиалов, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы и присоединенных к источникам поставки тепловой энергии, в соответствии с территориальным признаком ресурсоснабжающих организаций (Закупка N0173200001414001711) (далее - Конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неверном выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также отсутствия в конкурсной документации порядка оценки заявок.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.12.2014 N10/42040, и установлено следующее.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неверно выбран способ осуществления закупки.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика закупка проводится на выполнение комплекса работ по оптимизации расходов на оплату энергоресурсов для учреждений здравоохранения города Москва включающий в себя комплекс строительно-монтажных работ по устройству системы энергосбережения, включая монтаж и пуско-наладку узлов учета тепловой энергии, автоматизированных узлов управления и автоматизированной системы управления потребления ресурсов для ситуационного центра ГКУ "Соцэнерго" с дальнейшим перевооружением и пусконаладочными работами для передачи данных на верхний уровень автоматизированной системы управления потребления ресурсов, Заказчиком выбран конкурентный способ определения поставщика - открытый конкурс, а также Заказчиком выбран код ОКДП 45.21.64.190 - "Работы общестроительные по ремонту прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки".
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Перечень), код 45 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 входит в данный Перечень, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно совместному Письму Минэкономразвития России N10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/18475/14 от 07.05.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных" в аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно доводам жалобы Заявителя, работы предусмотренные техническим заданием не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 10 ст. 1 Градостроительное кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Кроме того, согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно конкурсной документации, необходимо выполнить, в частности, работы по установке и вводе в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в зданиях учреждений здравоохранения и их филиалов, следовательно работы выполняемые согласно конкурсной документации относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих выбор неверного способа осуществления закупки Заказчиком, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя в документации о проведении открытого конкурса не установлен порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены, в том числе критерии оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заказчиком в конкурсной документации следующим образом установлены показатели, по которым будут оцениваться заявки участников по данному критерию:
"Значимость критерия: 20 %.
Содержание: в соответствии с показателем.
1. Показатель: опыт участника по успешному выполнению работ.
Коэффициент значимости показателя: 1,0
Содержание: сведения об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера - сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций по работам сопоставимого характера за период 2013-2014 гг. Подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ за 2013-2014 гг.
Порядок оценки заявок по показателю.
Оценка производится в соответствии со шкалой оценки:
1. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме до 100 (Ста ) млн. рублей включительно присваивается 10 баллов;
2. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 100 (Ста ) млн. рубей до 200 (Двухсот) млн. рублей включительно присваивается 30 баллов;
3. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 200 (Двухсот) млн. рублей до 400 (Четырехсот) млн. рублей включительно присваивается 60 баллов;
4. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 400 (Четырехсот) млн. рублей до 500 (Пятисот) млн. рублей включительно присваивается 80 баллов;
5. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 500 (Пятисот) млн. рублей присваивается 100 баллов;
6. 0 (ноль) баллов присваивается заявке участника без подтвержденного опыта выполнения работ.
Рейтинг заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по показателю данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
Согласно доводам жалобы Заявителя в конкурсной документации Заказчиком не определено, какие условия исполнения контракта будут являться наилучшими, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно сформировать свое предложение для участия в Конкурсе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы о неправомерном установлении Заказчиком порядка оценки конкурсных заявок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Синктел" на действия ГКУ города Москвы "Соцэнерго Департамента здравоохранения города Москвы" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 18.12.2014 N10/42040.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2014 г. N 2-57-10200/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2015