Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 декабря 2014 г. N 2-57-9919/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А.Орехова,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей ГБПОУ города Москвы "Воробьевы горы": Хлгатяна А.А.,Чекмачева Д.В., Лосек С.В., Пайструк С.А., Фатуллина Р.З., Кравченко А.В.,
в отсутствии представителей заявителя жалобы ООО "Строй-Премиум", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/41014 от 11.12.2014
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Премиум" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ города Москвы "Воробьевы горы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на текущее содержание объектов городского хозяйства (работы по воссозданию и благоустройству и комплексному обслуживанию произведения садово-паркового искусства "Парка дворца творчества детей и юношества и парка 40-летия ВЛКСМ" ГБПОУ "Воробьевы горы" по адресу ул. Косыгина д. 17 в 2015 году), (Закупка N0373200214514000302) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к поставляемым товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1) По мнению Заявителя, установленное Заказчиком значение знаков в инструкции по заполнению заявки, не является стандартным значением, требованием, условным обозначением и терминологией. Установленные таким образом требования создают дополнительные препятствия при подготовке заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения при составлении Аукционной документации, а именно:
В п. "Щебень" Заказчик указывает "Фракция св.20 до 40 мм". Согласно Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 05.12.2014 NРД4, Участник должен представить конкретный показатель, входящий в диапазон 21-39 мм. Так же в аукционной документации Заказчик указывает соответствие данного материала ГОСТ 3344-83, согласно которого щебень по крупности зерен подразделяют на фракции, характеризуемые соответствующими наименьшим и наибольшим номинальными размерами зерен (d и D, мм): св.20 до 40 мм.
В п. "Семена" (смесь универсальная) газонных трав. Заказчиком указано: "Основной состав: Райграс пастбищный 20-25%, Райграс многолетнийО-25%, Тимофеевка луговая 15-20%, Овсяница луговая 0-35%, Райграс однолетний 10-20%)". Так же Заказчик указывает характеристики для семян: "Овсяница луговая, овсяница красная. Мятлик луговой. Кострец безостый. Райграс пастбищный", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в п. "Почвогрунт многокомпонентный искусственный без удобрений", Заказчиком указывает "Цвет от буровато-серого до темно-серого цвета". Согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе от 05.12.2014 NРД4, Участник должен предоставить значения по цвету, входящий в диапазон "от буровато-серого до темно-серого цвета", при этом пограничные показатели в разрешенный диапазон не входят.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные требования к данным товарам, а также затруднился обосновать необходимость использования таких показателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что Аукционная документация составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников закупки, препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также в нарушении п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а именно:
В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные" в требованиях указано: "Допускается отклонение содержания битума в смеси от проектного не более + 0,5 % по массе", что является отклонением только в положительную сторону, при этом в инструкции указано: "Отклонение или погрешность только в положительную или отрицательную стороны недопустимы".
В п. "Доски хвойных пород" Заказчик указывает "В пиломатериалах один торец должен быть опилен перпендикулярно к продольной оси пиломатериала, отклонение от перпендикулярности торца к пласти и кромке допускается до 5% ширина и толщины пиломатериала соответственно". Согласно инструкции "Требуемые значения по таким параметрам как - отклонение и погрешность обязательно должны быть указаны в виде значения плюс/минус. Отклонение или погрешность только в положительную или отрицательную стороны недопустимы"
В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелозернистые" Заказчик указывает: допускается отклонение содержания битума в смеси от проектного не более + 0,5 % по массе", что является отклонением только в положительную сторону, при этом в инструкции указано: "Отклонение или погрешность только в положительную или отрицательную стороны не допустимы".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные требования по вышеуказанным позициям неправомерны, поскольку могут повлечь ограничение количества участников, и нарушают ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
5) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так например, согласно жалобе, в п. "Краски масляные" Заказчик указывает: "Для разбавления красок должен использоваться уайт- спирит или ацетон", при этом в аукционной документации указывает соответствие ГОСТ 10503-71 Краски масляные, готовые к применению. Технические условия. Требования Заказчика не соответствуют требованиям данного ГОСТа, согласно которому для разбавления красок используется уайт-спирит.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, поскольку установленные требования могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничение количества участников, а также нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
6) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в п. "Посадочный материал однолетних цветочных культур: петуния и п. "Посадочный материал однолетних цветочных культур: сальвия" Заказчик указывает: "Рассаду цветочных культур упаковывают в деревяные ящики по ГОСТ 10131 массой брутто не более 20 кг".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ 28852-90.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы является необоснованным.
7) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в п. "Болты строительные" Заказчик указывает излишние требования: "Покрытие блестящее. Минимальная толщина покрытия. Сварные и паяные швы на деталях зачищены, непрерывны по всему периметру для исключения зазоров и проникания в них электролита. Клеевые швы на деталях сплошные, вздутия отсутствуют, пузыри и пустоты, зазоры отсутствуют, проникновение электролита отсутствует, излишки клея отсутствуют в околошовной зоне и зачищены механическим способом. Поверхность полированного покрытия однородная, блестящая, темные полосы в труднодоступных для зачистки отверстиях и пазах, на внутренних поверхностях и вогнутых участках деталей сложной конфигурации, местах сопряжения неразъемных сборочных единиц, в сварных, паяных швах околошовной зоне и местах снятия плакировочного слоя; неоднотонность цвета покрытий на деталях из плакированных металлов с частичной механической обработкой; единичные черные точки на участках, предназначенных под заливку компаундами, герметиками, клеями; отсутствие покрытия: в порах, местах включений, допускаемых нормативно-технической документацией на литье; на сварных и паяных швах и около них на расстоянии 2 мм по одну и другую сторону от шва и во внутренних углах взаимно перпендикулярных плоскостей при условии последующей дополнительной защиты этих мест; в местах контакта детали с приспособлением, кроме особых случаев, оговоренных в конструкторской документации", поскольку данные требования установлены в соответствии с ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, поскольку установленные требования могту повлечь ограничение количества участников, а также нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
8) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в п. Смеси асфальтобетонные дорожные Заказчик указывает при характеристике Типа2 "Асфальтобетонная смесь должна представлять рационально подобранную смесь минеральных материалов [песка с минеральным (активированный и неактивированный) порошком] с битумом, взятых
в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии, Марка порошка МП-1 и МП-2".
Согласно ГОСТ Р 52129-2003 порошок марки МП-2 не характеризуется как активированный или не активированный.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, поскольку установленные требования могту повлечь ограничение количества участников, а также нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
9) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в п. Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые Заказчик указывает: "Относительная погрешность определения величины Аэфф должна быть не более 30%)". Согласно ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные требования к данным товарам, а также затруднился обосновать необходимость использования таких показателей.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки по вышеуказанным пунктам, не носит объективный характер, и в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
10) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые используются при выполнении работ.
Согласно доводам жалобы в п. "Лак битумный" Заказчиком предъявлены требования к растворителям: "Температура вспышки растворителя, Температура самовоспламенения растворителя, Концентрационные пределы воспламенения в смеси воздухом".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные показатели установлены в соответствии с ГОСТ 5631-79.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих данный довод жалобы и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
11) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые не используются при выполнении работ.
Согласно доводам жалобы в п. Болты строительные Заказчик предъявляет требования к гайкам и шайбам: "Шайбы должны быть выполнены из латуни, Покрытие шайб должно быть цинковое или медное, Гайка должна быть изготовлена из проволоки стальной, На поверхности гаек не должно быть окалин". Представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные требования к данным товарам, а также затруднился обосновать необходимость использования таких показателей.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки по данной позиции, не носит объективный характер, и в нарушение положений ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Премиум" на действия ГБПОУ города Москвы "Воробьевы горы" обоснованной в части установления неправомерных требований при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
З.У. Несиев
Исп. Несиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 декабря 2014 г. N 2-57-9919/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2015