Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 25 февраля 2015 г. N 25
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии: Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - ГУЗ "Читинская центральная районная больница", уполномоченным органом - ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" при проведении электронного аукциона на поставку аллергенов бактерий (реестровый N 0891200000315000151),
в присутствии представителя заказчика: Новиковой А.С. (доверенность от 25.02.2015), представителей уполномоченного органа: - директора ГКУ "Центр материально технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" Ванюрского Д.О., Иващенко Д.В. (доверенность от 12.02.2015), в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом)
УСТАНОВИЛА:
17 февраля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Трейд Фарм" на положения аукционной документации при проведении вышеуказанного аукциона.
1.Заявитель указывает на то, что аукционная документация противоречит требованиям Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567, поскольку не содержит данных о количестве заявок заказчика на поставку товара, тем самым ограничивает число участников закупки, предоставляя преимущество участникам закупки находящимся в одном населенном пункте с заказчиком. Заявитель указывает на то, что при обосновании НМЦК нарушены требования части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, так как не учтены условия исполнения контракта
2.Отсутствие примерного графика поставки товара не позволяет сделать вывод об условиях исполнения контракта. Из-за отсутствия в документации о закупке данных о сроке поставки товара и сроке действия договора в течение 2015, с учетом требований "оплата по факту поставки товара в течение года" не ясно в какой срок Поставщик получит экономический эффект от заключения государственного контракта.
Заявитель считает, что заказчиком при установлении условий поставки и оплаты нарушены положения части 1 статьи 1, статьи 6, части 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Документация о закупке в описании объекта закупки содержит избыточные требования к лекарственным средствам. Заказчиком не обоснована обязательность наличия ампул именно в 1 мл и наличия 5 шприцев в упаковке.
Заявитель просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами, изложенными в жалобе и пояснил следующее.
Закон о контрактной системе не обязывает составления графика поставки, при этом в аукционной документации прописано, поставка товара по заявке заказчика в течение 3-х рабочих дней, что не может препятствовать поставки данного товара поставщиком с других регионов РФ. Поставка товара по заявке заказчика также обусловлена особыми условиями хранения аллергенов, поскольку у заказчика отсутствует возможность хранения всей партии товара.
Срок годности лекарственного препарата составляет не менее 18 месяцев, соответственно согласно условиям государственного контракта, действие которого до 31 декабря 2015 года позволит получить остатки товара в декабре 2015 года со сроком годности до апреля 2017 года, что приведет к значительному и более эффективному расходованию денежных средств.
Установленные требования к характеристикам аллергенов бактерий соответствуют потребностям Заказчика, требования к дозировке обусловлены спецификой лечебного процесса, удобны в применении.
На основании вышеизложенного представитель заказчика просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 09 декабря 2014 года N 684 ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" наделено полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края в сфере здравоохранения за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Порядок взаимодействия, утвержденный указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного учреждения, а также разграничивает ответственность между ним и заказчиком, при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к его компетенции.
В связи с тем, что жалоба касается определения условий контракта, которые определяются заказчиком, уполномоченное учреждение дать пояснения по существу указанных в ней доводов не может, поскольку данный вопрос не относится к его компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закон о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода или затратного метода.
В пункте 6 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации установлено, что начальная (максимальная) цена государственного контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основе двух коммерческих предложений поставщиков - Поставщик 1 КП б/н от 22.01.2015 г. (ООО "ФАРМ-СИБ"), Поставщик 2 КП N 892 от 13.01.2015 г. (ООО "ЭСКОМ Краснодар") и сведении с ООС - реестровый номер контракта N 0391300134514000007.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована с учетом требований статьи 22 Закона о контрактной системе. Не применение правил методических рекомендаций (утв. Приказом МЭР) не является нарушением требований Закона о контрактной системе. Поскольку данные правила разработаны в целях оказания помощи заказчикам и носят всего лишь рекомендательный характер (пункт 1.1 указанного приказа).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, установлено что в извещении об осуществлении закупки должна содержится, в частности, следующая информация: краткое изложение содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
Законом о контрактной системе не закреплено каких-либо требований к порядку установления заказчиком сроков исполнения контракта, в том числе указания в обязательном порядке информации в контракте о количестве партий поставок или графика поставки (за исключением случаев, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей - части 12 статьи 37 Закона о контрактной системе).
В пункте 3 "Место, условия и сроки поставки товара" аукционной документации и подпункте 2.2 подпункта 7.1 проекта контракта установлено: "поставка товара осуществляется поставщиком в 2015 году партиями по заявкам Заказчика в течение 3-х рабочих дней. Контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2015 года".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
При описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с учетом максимальных и (или) минимальных значений показателей или значений показателей, которые не могут изменяться (пункт 1 части 1 и части 2 Закона о контрактной системе).
Закупаемый препарат является международным непатентованным наименованием. В описание объекта закупки заказчик включил требования к лекарственной форме, дозировке, количеству и комплектации в упаковке.
Установленные заказчиком требования в описание объекта закупки соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, сведениям, указанным в государственном реестре лекарственных средств, а также представленным коммерческим предложениям.
На основании вышеизложенного представители уполномоченного органа просят признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
02 февраля 2015 года уполномоченным органом для нужд заказчика опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку аллергенов бактерий. Начальная (максимальная) цена контракта 499 768, 80 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 09 декабря 2014 года N 684 ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края в сфере здравоохранения за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Описание объекта закупки изложено в пункте 21 документации об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки, на участие в аукционе поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям аукционной документации. Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1.В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аллергенов бактерий размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Читинская центральная районная больница".
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица, на основании его заявки для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Поскольку государственным заказчиком представлено обоснование потребности в лекарственном препарате аллергены бактерий с дозировкой 2ТЕ/0,1 мл, 10 доз, 1 мл, ампулы (1) в комплекте со шприцами туберкулиновыми (5шт), документация содержит в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указание международного непатентованного наименования, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара Комиссия не усматривает в действиях государственного заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими и повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
2.Согласно требованию части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
Таким образом, аукционная документация наряду с извещением должна содержать информацию о сроках поставки товара.
Указанная информация установлена заказчиком в извещении о проведении закупки и аукционной документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения и в пункте 3 документации об электронном аукционе заказчиком указано: "поставка товара осуществляется поставщиком по заявке заказчика в течение 3-х рабочих дней, но не позднее 31.12.2015". Аналогичное условие отражено в пункте 2.2 проекта государственного контракта.
При этом, Закон о контрактной системе не закрепляет каких-либо требований к порядку установления заказчиком сроков исполнения контракта.
Из пояснений представителя заказчика, Комиссией установлено, что потребность в лекарственном препарате зависит от эпидемиологической ситуации в регионе, тем самым невозможно определить точный объем каждой поставки, а учитывая особые условия хранения аллергенов бактерий, создавать запасы указанного препарата не представляется целесообразным.
Комиссия считает, что заказчик установил требования к условиям поставки товара с учетом своих потребностей, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не усматривает в действиях государственного заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
3.Доводу заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе Комиссией не может быть дана оценка, поскольку в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы обоснования начальной (максимальной) цены контракта относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного финансового контроля Забайкальского края (Министерством финансов Забайкальского края), доводы заявителя в названной части, не рассматриваются Комиссией.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Трейд-Фарм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В.Терешина
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 25 февраля 2015 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015