Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 марта 2015 г. N 35
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии: Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев жалобу Уполномоченного по защите предпринимателей в Забайкальском крае и его рабочего аппарата на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - ФГКУ Упрдор "Забайкалье" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту моста через реку без названия км 301+000 автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск-граница с КНР (реестровый N 0391100002015000013),
в присутствии представителя заказчика: Еремеева А.Ю. (доверенность от 13.08.2014 N47), Казанцевой М.В. (доверенность от 15.05.2014 N14), в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом)
УСТАНОВИЛА:
25 февраля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае и его рабочего аппарата на положения аукционной документации при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявителем обжалуются следующее следующие пункты аукционной документации:
1. В нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки. Инструкция по заполнению заявки участником закупки, содержащаяся в разделе первом аукционной документации, не дает полного представления о том, что заказчик подразумевает под показателями, установленными в разделе "Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ" (Приложение N 4 к аукционной документации), и что именно должен указать участник в первой части заявки.
Указанные выше разночтения документации вводят участников закупки в заблуждение и фактически делают невозможным правильно заполнить и подать заявку.
2. В нарушение положений пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная документация не содержит информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта (не указаны контактные данные, телефон).
3. В нарушение части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, заказчиком допускается внесение обеспечения заявок в форме банковской гарантии (пункт 16.3 аукционной документации).
4. В пункте 16.6 аукционной документации неправомерно указано требование о предоставлении участником банковской гарантии по установленной форме (Приложение N 3 к аукционной документации). Данное требование ограничивает участников закупки, так как Закон о контрактной системе не дает Заказчику права устанавливать форму банковской гарантии.
5. Подпункт 1 пункта 2.1. аукционной документации воспроизводит норму подпункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, из данной формулировки неясно необходимо ли участнику закупки представлять какие либо документы во второй части заявки, в том числе СРО.
6. В нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракте отсутствует условие об ответственности заказчика в форме штрафов (предусмотрена только пеня).
Кроме того, Заявитель считает, что проведение вышеуказанного аукциона ущемляет права ООО "Авелина", с которым заказчик расторгнул государственный контракт на выполнение работ по ремонту моста через реку без названия на км 301+000 автомобильной дороги А-350 Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой" в одностороннем порядке. 12 февраля 2015 года ООО "Авелина" было подано исковое заявление в Арбитражный суд Забайкальского края о признании незаконным решения ФКУ Упрдор "Забайкалье" об одностороннем отказе от исполнения вышеназванного государственного контракта.
Заявитель просит обязать заказчика отменить проведение вышеуказанного аукциона в электронной форме.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами, изложенными в жалобе, и пояснили следующее.
1. Инструкция по заполнению заявки участником закупки содержится в разделе 1 документации об аукционе. Участникам предложено заполнить первую часть заявки по рекомендуемой форме (Приложение N 1 к документации об аукционе). Для формирования второй части заявки Заказчиком представлен весь перечень необходимых документов.
Приложение N 1 к документации об аукционе заполняется на основании
Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ (Приложение N 4 к документации об аукционе). В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в документации об аукционе установил показатели, позволяющие определить соответствие используемых в рамках выполнения работ материалов (товаров). При этом он указал максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2. В разделе 20 документации об аукционе содержится информация о контрактной службе. Руководитель контрактной службы утверждает документацию об аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указаны: местонахождение Заказчика, почтовый адрес, электронный адрес, телефон/факс, контрактное лицо Заказчика.
3. Раздел 16 документации об аукционе содержит информацию по обеспечению контракта. В пункте 16.3 Заказчиком не устанавливается требование по внесению обеспечения заявки в форме банковской гарантии. Формулировка документации соответствует части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе. В пункте 16.1 Заказчик четко определяет требования по обеспечению контракта "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику". Тем более, что способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
4. Пункт 16.6 документации об аукционе устанавливает: "Банковская гарантия,предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта,должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Форма банковской гарантии представлена в Приложении N 3 к документации об аукционе". Форма банковской гарантии носит рекомендательный характер для недопущения ошибок при оформлении банковской гарантии банком. Тем более, что пункт 16.5. устанавливает, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком, являются случаи,предусмотренные части 6 статьи 45 Закона, которые четко определяют случаи отказа в принятии банковской гарантии.
5. На основании пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещение о проведении аукциона указываются в т.ч. требования, предъявляемые к участникам такого аукциона (раздел 2 документации об аукционе) и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона. В разделе 1 документации такой перечень представлен. Относительно свидетельства о допуске к работам (СРО) документация гласит:
- наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624 - не требуется.
6. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта в пунктах 11.1, 11.2 и 11.2.1 внесена ответственность Заказчика за ненадлежащее выполнение своих обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного представители государственного заказчика просят признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
17 февраля 2015 года заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту моста через реку без названия км 301+000 автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск-граница с КНР (реестровый N 0391100002015000013).
Начальная (максимальная) цена контракта 18 626 697,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы по существу осуществляется подача заявок на участие в электронном аукционе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Во исполнение указанных требований в разделе 1 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" установлены требования к содержанию, составу заявки и порядку её подачи, инструкция по заполнению заявки участником закупки.
В соответствии с разделом 1 аукционной документации первая часть заявки может быть оформлена по рекомендуемой форме (Приложение 1 к документации об электронном аукционе). В Приложении 4 к аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ.
Проанализировав указанные документы, Комиссия не усматривает заявленного заявителем нарушения заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно требованиям пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать, в том числе информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Довод заявителя о том, что в аукционной документации отсутствуют сведения о контрактной службе, контактных данных заказчика не нашел своего подтверждения в виду того, что в разделе 20 "Информация о контрактной службе заказчика" имеются общие сведения о контрактной службе, в пункте 3 извещения о проведения электронного аукциона, размещенного в составе аукционной документации указаны контактные данные о заказчике: почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, контактное лицо заказчика.
4. Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Комиссия находит довод Заявителя о том, что в пункте 16.3 раздела 1.6 аукционной документации заказчиком неправомерно установлено требование к обеспечению заявок в форме банковской гарантии необоснованным, в виду того, что в разделе 16 аукционной документации установлены требования к размеру, сроку и порядку представления обеспечения исполнения контракта.
В разделе 15 "Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации заказчиком указано, что обеспечение заявки на участие в аукционе подлежит перечислению на счет Оператора ЭТП в банке, что соответствует требованиям части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.
5. Довод заявителя о том, что требование к форме банковской гарантии, установленное в пункте 16.6 аукционной документации ограничивает число участников закупки не нашел своего подтверждения. Комиссия принимает во внимание пояснения заказчика о том, что данная форма носит рекомендательный характер. Данный факт подтверждается тем, что несоблюдение указанной формы в соответствии с пунктом 16.5 аукционной документации не является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
6. Комиссия считает довод заявителя указанный в пункте 5 необоснованным, поскольку требования к участникам закупки установленные в пункте 2.1 аукционной документации соответствуют требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки предусмотренных законодательством документов, в том числе СРО отсутствуют, данный факт подтверждается информацией указанной в пункте 2 раздела 1 аукционной документации.
7. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Установлено, что в пункте 11 проекта государственного контракта аукционной документации отсутствует ответственность заказчика в форме штрафа, при этом Комиссия, отмечает, что данное условие, возможно, включить в контракт при его заключении.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, исходя из установленных требований, поскольку жалоба подана от участника закупки - Уполномоченного по защите прав предпринимателей и его рабочего аппарата, в данном случае Уполномоченный по защите прав предпринимателей не обладает правом обжаловать действия заказчика, нарушающие права ООО "Авелины".
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае и его рабочего аппарата необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В.Терешина
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 марта 2015 г. N 35
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2015