Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 12 января 2015 г. N 6
Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии: Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую жалобу ООО "Икат-плюс" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком Администрацией МР "Читинский район", при проведении запроса предложений на право выполнения работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная - ст. Кука - пгт. Яблоново в Читинском районе Забайкальского края (реестровый N 0191300020414000139),
в присутствии представителей заказчика: Метешова Е.С. (доверенность от 12.01.2015), Стародумовой Е.Г. (доверенность от 12.05.2015), представителя заявителя Усубалиевой А.Э. (доверенность от 26.12.2014),
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2014 года в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Икат-плюс" на действия заказчика при проведении запроса предложений на право выполнения работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная - ст. Кука - пгт. Яблоново в Читинском районе Забайкальского края (реестровый N 0191300020414000139).
Заявителем указано следующее.
1.После признания электронного аукциона на право выполнения работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная - ст. Кука - пгт. Яблоново в Читинском районе Забайкальского края реестровый N0191300020414000074 несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, заказчиком было размещено извещение N0191300020414000113 о проведении электронного аукциона по тому же объекту закупки.
10.10.2014 электронный аукцион N0191300020414000113 заказчиком был отменен на основании предписания контролирующего органа.
Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контролирующим органом не является основанием для признания повторного электронного аукциона несостоявшимся, поскольку не входит в перечень соответствующих случаев, установленных частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в связи с тем, что повторный электронный аукцион не был признан несостоявшимся по части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, у заказчика отсутствовали основания для осуществления закупки путем проведения запроса предложений.
2.Документация о проведения запроса предложений в разделе 25 содержит Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Данным разделом установлен следующий показатель по критерию "Квалификация участников закупки":
Показатель 3-Опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта (строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта) в период 2012-2014годов.
Данный показатель прямо влияет на итоговый рейтинг заявки участника закупки, при этом данный показатель никак не определяет соответствие заявки требованиям к товару, работе или услуге.
Такой показатель прямо ограничивает конкуренцию среди участников, предоставляя одним участникам перед другими незаконное преимущество, не обусловленное установленным требованиям к товару, работе или услуге.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
1. 30.06.2014 на официальном общероссийском сайте было опубликовано извещение N0191300020414000074 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная-ст. Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе Забайкальского края (N0191300020414000074).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2014 аукцион был признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67, частью 13 статьи 69 и частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2014-2016 годах в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае заказчик имел право провести запрос предложений, не изменяя объект закупки, либо снова провести электронный аукцион.
22.08.2014 на официальном общероссийском сайте было опубликовано извещение N0191300020414000113 о проведении нового электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст.Лесная-ст.Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе.
10.10.2014 на основании Предписания Забайкальского УФАС России электронный аукцион N0191300020414000113 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст.Лесная-ст.Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе был отменен заказчиком.
Поскольку Законом о контрактной системе не регламентированы ни максимальный срок, в течение которого заказчик может воспользоваться правом проведения запроса предложений, ни каким по счету должен быть несостоявшийся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион, заказчиком Администрацией муниципального района "Читинский район" 24.12.2014 было принято решение о проведении запроса предложений на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст.Лесная-ст.Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии у заказчика оснований для осуществления закупки путем проведения запроса предложений не обоснованы, поскольку согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе заказчику дается право проведения запроса предложений при условии признания хотя бы одного электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 3 частью 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Согласно пункту 12 Документации о проведении запроса предложений N0191300020414000139 заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, части 1, а также частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 17 Документации заказчиком не установлены ограничения участия в определении поставщика (условия, запреты, ограничения допуска работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами).
Согласно пункту 20 Документации заказчиком также не установлены преимущества, предоставляемые участникам закупки.
Согласно пункту 21 Документации заказчиком Администрацией муниципального района "Читинский район" установлены требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению.
Считаем, что данные требования не влекут за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при проведении запроса предложений вправе:
* не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ критерии;
* устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости;
* не применять установленные частью 6 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ величины значимости критериев.
Согласно пункту 25 Документации заказчиком Администрацией муниципального района "Читинский район" установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
При оценке по критерию "Квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, участникам закупки необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие указанным значениям показателей (критериев). Не предоставление указанных документов, не является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.
Заказчиком установлен Показатель по критерию "Квалификация участников закупки" - "Опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта (строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта) в период 2012-2014 годов".
Необходимость введения данного критерия обусловлена тем, что климат Забайкалья суровый, резко континентальный и место проведения работ, в соответствии со СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", входящим в "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" и являющимся п. 156 Приложения N4 к проекту муниципального контракта, относится к северной строительно-климатической зоне к району с суровыми климатическими условиями, а по климатическому подрайону относится к подрайону IB -третьему по сложности строительства из 16 подрайонов.
Согласно проектной документации, которая является неотъемлемой частью Документации о проведении запроса предложений N 0191300020414000139, средняя годовая температура воздуха в месте строительства является отрицательной и составляет минус 1,4°С, а абсолютная минимальная - минус 49,6°С.
Критерий оценки заявки, установленный заказчиком, не ограничивает права участников в допуске к участию в закупке, а дает характеристику участника с точки зрения надежности и безопасности исполнения контракта исходя из предмета и сроков его исполнения.
Таким образом, применение Показателя "Опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта (строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта) в период 2012-2014 годов" никоим образом не ограничил права заявителя участвовать в закупке. Кроме того, у заявителя имеется опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта.
На основании вышеизложенного представители заказчика просят признать жалобу ООО "Икат-плюс"" необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
24 декабря 2014 года муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Читинский район" размещено извещение о проведении запроса предложений на право выполнения работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная - ст. Кука - пгт. Яблоново в Читинском районе Забайкальского края (реестровый N 0191300020414000139).
Начальная (максимальная) цена контракта 500 001 280,00 рублей.
В соответствии с протоколом проведения запроса предложений от 30.12.2014
на участие в запросе предложений поступила одна заявка ООО "ДорСтрой". Запрос предложений признан несостоявшимся, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Закона о контрактной системе, под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, установлены случаи осуществления закупки путем проведения запроса предложений.
В силу пункта 8 части 2 названной статьи осуществление закупки путем проведения запроса предложений осуществляется в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования указанной нормы заказчик вправе провести запрос предложений в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, понятие "повторный аукцион" в Законе о контрактной системе отсутствует.
Установлено, что 28.07.2014 аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст. Лесная-ст. Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе Забайкальского края (N0191300020414000074) признан заказчиком несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
10.10.2014 заказчиком отменен электронный аукцион N0191300020414000113 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги местного значения ст.Лесная-ст.Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе на основании Предписания Забайкальского УФАС России.
Таким образом, поскольку Законом не регламентируется срок, в течении которого должен быть объявлен запрос предложений после несостоявшегося аукциона, Комиссия не усматривает нарушений при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений после признания электронного аукциона (N0191300020414000074) несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Закона о контрактной системе, победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В пункте 25 аукционной документации установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Заказчиком при оценке по критерию "Квалификация участников закупки" установлен показатель 3 - Опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта (строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта) в период 2012-2014 годов. Заказчиком обоснован названный критерий в виду выполнения работ в Забайкальском крае (резко-континентальный климат), срок не противоречит части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Исходя сведений протокола проведения запроса предложений от 30.12.2014 Комиссией не установлен факт предоставления какому либо из участников закупки преимуществ по показателю "Опыт работы в Забайкальском крае, связанный с предметом контракта (строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта) в период 2012-2014 годов", единственному участнику запроса предложений ООО "Дорстрой" по данному показателю присвоено 0 баллов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что указанный показатель ограничивает число участников закупки, предоставляя одним участникам закупки перед другими незаконное преимущество, Комиссией признан необоснованным.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти_", части 8 статьи 106, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Икат-плюс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О.Осипова
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 12 января 2015 г. N 6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2015