Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 марта 2015 г. N 79-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрела жалобу ООО "Уральский стройкомбинат" (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Городская больница N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг о обработке больничного белья, спецодежды для сотрудников и прочего мягкого инвентаря (изв. N 0169300003415000063)(далее - Аукцион), в присутствии:
- представителей Заказчика, действовавших на основании доверенностей N 3 от 12.01.2015, N 30 от 05.02.2015, N 4 от 03.03.2015;
- представителя Администрации Еманжелинского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), действовавшего на основании доверенности от 04.02.2015 б/н;
- представителей Заявителя, действовавших на основании доверенностей N 4 и N 5 от 04.03.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.02.2015 поступила жалоба ООО "Уральский стройкомбинат" на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно представленным Заказчиком и Уполномоченным органом документам извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 068 950 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.03.2015 в 16 часов 00 минут.
По состоянию на 05.03.3014 контракта по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы Заказчик в аукционной документации установил ряд требований, которые не установлены ни законодательными актами, ни методическими рекомендациями, ни приказами, ни санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, ни иными изданиями, касающимися обработки белья медицинских учреждений, а именно: требования к веществам для стирки и их дозировкам, требования к температурным режимам и процессу стирки, в том числе к предварительному замачиванию и ручной затирке грязных мест, требования к сушке белья, а также требования к упаковке белья.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Описание объекта закупки составлено в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, при установлении требований к моющим средствам указан состав таких средств, без указания на товарный знак.
Требования к процессу обработки белья установлены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, действующими нормами и правилами для стирки и обработки белья в медицинских учреждениях.
Требования к упаковке белья основаны на типовых нормах по отпуску чистого белья.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупе должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно пункту 6 извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, опубликованного в составе аукционной документации, описание объекта закупки указано в приложении N 2 "Техническое задание" документации об Аукционе.
В техническом задании указано, что оказываемые услуги, в том числе процесс стирки белья, должен соответствовать:
- Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10);
- МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях. Методические указания" (далее - Методические указания);
- Инструкции по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных N 121-6/125-5 от 07.04.1986 (далее - Инструкция);
- Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила";
- Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действий новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно техническому заданию, дезинфекция должна осуществляться с использованием дезинфицирующих средств, относящихся к 4 классу малоопасных веществ, предназначенных для применения в лечебно-профилактических учреждениях, обладающих моющим и отбеливающим свойствами, а также бактерицидными, туберкулоцидными, вирулицидными и фунгицидными свойствами.
Предварительная стирка должна осуществляться моющими средствами для замачивания, а для окрашенных изделий, содержащими 5-15 % неонактивных ПАВ, менее 5 % МТА, менее 5 % мыла и компоненты для защиты изделия от посерения и для удаления масляных, жировых загрязнений при низкой концентрации.
Стирка основными моющими средствами с энзимами для сильногрязного белья содержащими 5-15 % неонактивных ПАВ, 30 % кислородных отбеливателей, карбонаты, силикаты, 15-30 % цеолитов, ТАЭД, ингибитор посерения,
1 % энзимов, оптических отбеливателей для отбеливания и удаления пигментов и жировых загрязнений.
Стирка белья второй степени загрязнения - моющими средствами, содержащими 5-15 % неонактивных ПАВ, перкарбонат натрия, 5 % НТА для защиты волокон от образования известкового отложения.
Согласно пункту 11.18 СанПиН 2.1.3.2630-10 стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
В разделе 6 Методических указаний установлено, что норма расхода моющих, отбеливающих, антистатических, крахмалящих средств зависит от используемых детергентов, жесткости воды, условий стирки (программа) и регламентируется производителем.
Дезинфицирующие хлорсодержащие средства используются из расчета 1 г активного хлора на 1 кг белья, дезсредства на основе перекиси водорода - 4 мл 30%-ной перекиси водорода на 1 кг белья.
В зависимости от степени загрязнения и вида текстильных изделий выбирается необходимая программа стирки (N 1 - шерсть 35 °С; N 2 - полиэстер/хлопок 65 °С; N 3 - цветные изделия 65 °С; N 4 -загрязненные изделия 85 °С; N 5 - сильно загрязненные изделия 35/65/85 °С; N 6 - полиэстер/хлопок 40/40 °С; N 7 - цветные изделия 40/60 °С; N 8 - загрязненные изделия 40/90 °С; N 9 - сильнозагрязненные изделия 40/90 °С; N 10 - дезинфекция, сильнозагрязненные изделия 90 °С).
Стирка белья из инфекционных отделений, от новорожденных вне зависимости от степени загрязнения производится только по программе "Сильно загрязненные изделия".
Для стирки белья новорожденных и детей до 1 года организуется отдельный технологический поток и используются специальные моющие (несинтетические) средства типа "Аистенок".
Однако, действующим законодательством Российской Федерации состав моющих средств, используемых при обработке больничного белья, не установлен.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установили требования к составу моющих средств исходя из сложившегося опыта использования различных средств. Указанные в техническом задании показатели и их значения являются оптимальными как по степени очистки белья, так и по степени его сохранности.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих о перечне торговых наименований моющих средств, которые соответствуют требованиям аукционной документации, Заказчиком не представлено.
Обоснование необходимости использования моющих средств с большим или меньшим значением неонактивных ПАВ, циолитов, кислородных отбеливателей и др. Заказчиком не представлено.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что заявленные требования установлены Заказчиком произвольно, без учета фактических потребностей, в то время как частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупки должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Заказчик при составлении объекта закупки, а именно при установлении требований к составу моющих средств, не принял во внимание положения законодательства о контрактной системе, чем нарушил пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также показатели, которые не могут изменяться.
Заказчик в техническом задании установил, что остаточная влажность белья должна составлять 10-12 % от веса в сухом состоянии, при этом Заказчик не допускает возможности предоставления белья со значением такого показателя меньше установленного или абсолютно сухого белья, которое наиболее полно способно удовлетворить потребности Заказчика.
Представители Заказчика пояснили, что требования к остаточной влажности белья не являются обязательными, и в случае предоставления белья со значением такого показателя меньше установленного, белье Заказчиком будет признано соответствующем по этому параметру.
Таким образом, при установлении требований к остаточной влажности белья Заказчиком не учтено, что установленные требования к объекту закупки должны носить объективный характер, в связи с чем Заказчиком нарушен пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В техническом задании установлено, что индивидуальная стирка халатов, штор и тюли предполагает предварительное замачивание в ванной, ручную затирку грязных мест.
Согласно пункту 6.18 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательного, постельного белья, полотенец, спецодежды медицинского персонала и др.) осуществляют в прачечных путем замачивания в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфицирующих средств в стиральных машинах проходного типа по программе стирки N 10 согласно технологии обработки белья в медицинских организациях.
Заказчиком не представлено обоснование включения в описание объекта закупки требований к предварительному замачиванию белья в ванной и ручной затирке грязных мест. Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что такие требования обязательными не являются.
Кроме того, Заказчиком также безосновательно установлено, что белье после стирки и глажения должно упаковываться в полиэтиленовый пакет и герметично запаивается, в то время как нормативными документами такое требование не установлено.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная на официальном сайте должна быть полной и достоверной.
Вместе с тем в аукционной документации и проекте контракта отсутствует информация об объемах оказываемых услуг (не установлен ни общий объем белья, на стирку которого заключается контракт, ни объем партии белья, сдаваемого по графику предоставления услуг), Заказчиком установлен лишь график предоставления услуг. При этом график предоставления услуг, расположенный в техническом задании, устанавливает, что прием грязного белья и спецодежды и предоставление чистого белья должно производиться 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 8:00 до 14:00, вместе с тем в приложении N 2 к проекту контракта указано, что прием грязного белья и спецодежды и предоставление чистого должно осуществляться 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 9:00 до 12:00.
Указанная несогласованность в графике поставки способна привести к возникновению способов между заказчиком и исполнителем в процессе исполнения обязательств по контракту.
Также в графике предоставления услуг указано, что в праздничные и выходные дни прием грязного и предоставление чистого белья осуществляется по дополнительным заявкам.
Отсутствие в аукционной документации и проекте контракта информации об объемах оказываемых услуг, а также четко определенного графика оказания услуг не позволяет потенциальным участникам закупки рассчитать свои расходы на оказание услуг по Аукциону, в том числе транспортные расходы.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Уральский стройкомбинат" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
П.А. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 марта 2015 г. N 79-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2015