Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2015 г. N 83-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "МОНОЛИТ XXI ВЕК", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 18 от 16.02.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 19 от 16.02.2015,
- представителя ООО "МОНОЛИТ XXI ВЕК", действующего на основании доверенности от 25.02.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТ XXI ВЕК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0369100028415000020 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск км 225+000 - км 231+000 в Курганской области (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 06.03.2015 (в последней редакции).
Начальная (максимальная) цена контракта - 359 416 220 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 26.03.2015 в 14:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "МОНОЛИТ XXI ВЕК" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком не установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию квалификация участника закупки, а именно не раскрыто, что будет являться лучшим условием исполнения контракта, а именно: максимальным предложением из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Кроме того, в конкурсной документации не указано, что является сопоставимыми работами по характеру и объемам, опыт в отношении которых должен подтвердить участник закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок квалификация участника закупки и раскрыт показатель указанного критерия, выраженный в представлении копий контрактов, договоров, актов ввода объекта в эксплуатацию, иных документов подтверждающих успешное выполнение работ сопоставимого характера и объема.
При этом, максимальным предложением из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, будет оцениваться с точки зрения наибольшего количества контрактов, соответствующих критериям указанного показателя.
При этом в конкурсной документации указано, что аналогичными/сопоставимыми работами являются работы по капитальному ремонту, указанные в Проекте (Приложение 2 к документации) на автомобильных дорогах не ниже III категории в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 767 от 28.09.2009 года.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 20%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 20%) (пункт 11.13, 11.14 раздела 11 конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 23 Правил указано, что в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле.
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В пункте 11.14.5 документации о закупке заказчиком указан порядок расчета баллов по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 23 Правил, однако в конкурсной документации не раскрыто, что будет взято за основу при расчете максимального предложения из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки (количество контрактов и (или) стоимость контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема с объектом закупки), что не позволяет сделать вывод о порядке присвоения рейтинга участникам закупки по указанному критерию.
Таким образом, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации не определен порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки ввиду отсутствия информации о том, что будет являться лучшим условием исполнения контракта при расчете рейтинга.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее: "Показатель "Качество работ" оценивается с точки зрения развернутого описания предстоящей работы, демонстрирующего понимание поставленной задачи, в том числе: цель работы, описание объекта, использование научных подходов, практическая значимость работы, применяемые методы и способы выполнения работ по объекту, планируемый результат.
Вместе с тем, из конкурсной документации не следует, что представляет собой развернутое описание работы, демонстрирующее понимание поставленной задачи, какие показатели должны быть представлены, чтобы описание работы соответствовало понятию "развернутости" (например, какие технологии производства работ должны быть применены, методы контроля качества и т.д.), что в итоге при данном описании показателя не раскрывает критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, заказчиком установлен порядок оценки заявок, который не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, что противоречит положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, в конкурсной документации форма заявки является обязательным требованием, которое устанавливается заказчиком, и в соответствии с которой участник закупки формирует свое предложение.
Аналогичные требования установлены к описанию предложения участника конкурса, которое должно быть установлено заказчиком и содержать однозначные и конкретные условия, позволяющие участнику закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Вместе с тем, в пунктах 4.1.1, 4.1.8 конкурсной документации, Приложениях N 1, 3 к конкурсной документации указано, что описание предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки может быть представлено в форме Приложения 1 к конкурсной документации.
В Приложении N 1 к конкурсной документации также указано, что предложение участника закупки предоставляется в соответствии с рекомендуемой формой.
Таким образом, альтернативное право выбора формы предоставления заявки на участие в конкурсе, установленное заказчиком, противоречит императивному требованию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В пунктах 4.1.8, 5.1 документации о закупке указано, что участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями установленными условиями государственного контракта (Приложение N 2 к конкурсной документации) и приложений к нему, с учетом Проекта (Приложение 4 к документации).
Таким образом, из требований к содержанию предложения участника конкурса не следует, какие условия государственного контракта и проектной документации, должны быть предложены участником открытого конкурса.
С учетом изложенного, отсутствие конкретных требований к содержанию и описанию условий, которые должны находить отражение в предложении участника открытого конкурса, нарушают подпункт 4 пункта 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "МОНОЛИТ XXI ВЕК" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 4,9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2015 г. N 83-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2015