Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 февраля 2015 г. N 45-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0369100043114000333 на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, в присутствии:
- представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области действующего на основании доверенности N 1 от 07.07.2014;
- представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области", действующего на основании доверенностей;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 01.08.2014;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 01.08.2014;
- представителя ОАО "АльфаСтрахование", действующего на основании доверенности от 12.08.2014;
- представителя ОАО "АльфаСтрахование", действующего на основании доверенности от 13.01.2015;
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 12.02.2015;
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 22.01.20145
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО "АльфаСтрахование" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0369100043114000333 на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - Конкурс).
Согласно представленным документам Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области объявило о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 24.01.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 701 092 рублей 13 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 03.02.2015 14:00.
По состоянию на день рассмотрения жалобы государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы ОАО "АльфаСтрахование" конкурсная комиссия неправомерно допустила к участию в конкурсе заявку ООО "Росгосстрах" ввиду предоставления обществом двух заявок, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для возврата такой заявки обществу.
При этом обществом предоставлено платежное поручение в сумме, не соответствующей требованиям конкурсной документации, что также является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Представители заказчика, с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявка ООО "Росгосстрах" правомерно допущена к участию в конкурсе, так как обществом подана одна заявка и изменения к заявке в части изменения ценового предложения, что соответствует требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе.
Платежное поручение, представленное обществом, соответствует требованиям конкурсной документации, так как сумма, указанная в нем, соответствует требованиям конкурсной документации.
Представители ООО "Росгосстрах" представили письменные пояснения и указали, что путем внесения изменений представлено новое ценовое предложение, что не запрещено действующим законодательством.
При этом, в составе заявки представлено платежное поручение на сумму, большую чем указано в конкурсной документации, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 03.02.2015 заявка ООО "Росгосстрах" решением конкурсной комиссии признана соответствующей требования документации об аукционе и подлежала рассмотрению и оценке для выявления лучших условий исполнения контракта наравне с другими участниками закупки.
Пунктом 19 информационной карты конкурсной документации установлено, что заявка должна содержать предложение о цене контракта, оформленное в соответствии с Формой 3 части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса.
Указанное заказчиком требование к содержанию заявки на участие в конкурсе соответствует пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона.
При этом, предоставленное статьей 43 Закона о контрактной системе право участника изменить или отозвать заявку не предполагает восполнение ее недостающими документами.
С учетом комплексного анализа данных норм, Комиссия приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе установлено право участника закупки осуществить замену документов, имеющихся в составе заявки, но не дополнить уже поданную заявку на участие в конкурсе документами, ранее в ней отсутствовавшими. Указанные дополнения к заявке не могут быть расценены как изменения заявки в понимании статьи 43 Закона о контрактной системе.
Заявка ООО "Росгосстрах" подана 25.12.2015 в 09:00, при этом 03.02.2015 в 09:30 обществом поданы изменения к заявке путем предоставления предложения о цене контракта взамен ранее представленного предложения, содержащегося в составе заявки на участие в конкурсе.
Факт внесения изменений в заявку отражен в журнале регистрации заявок на участие в конкурсе, а также установлен Комиссией путем визуального осмотра конверта ООО "Росгосстрах", на котором указано, на то, что обществом поданы изменения к заявке.
Так, в первоначально поданной заявке ценовое предложение составило 666 562, 73 рубля, а в изменениях к заявке цена составила 664 526, 23 рубля.
Таким образом, повторно предоставленное обществом предложение о цене контракта является изменением к заявке, которым участник закупки вправе воспользоваться в соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе и является правом участника закупки.
С учетом изложенного, действия конкурсной комиссии по допуску к участию в конкурсе заявки указанного участника закупки являются правомерными ввиду предоставления в составе заявки общества и изменениях к ней документов, соответствующих требованиям конкурсной документации, что соответствует части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Доказательств, подтверждающих подачу ООО "Росгострах" двух заявок на участие в конкурсе, что свидетельствовало бы о необходимости возврата таких заявок в соответствии с частью 4 статьи 52 Закона о контрактной системе, заявителем не предоставлено.
1.2 В пункте 21 информационной карты конкурсной документации размер обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе составляет 1% от начальной максимальной цены контракта - 7 010, 92 рублей.
В пункте 19 конкурсной документации указано, что в составе заявки должны содержаться документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а именно: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
Таким образом, участником закупки должно быть предоставлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 7 010, 92 рублей.
В составе заявки ООО "Росгосстрах" предоставлено платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе от 24.12.2014 в размере 7 032,41 рублей, то есть в сумме, покрывающей сумму обеспечения заявки, установленную в конкурсной документации.
При этом, перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки в сумме большей, чем предусмотрено конкурсной документацией, не запрещено Законом о контрактной системе, так как такое обеспечение будет включать в себя фактический размер денежных средств, требуемый в качестве обеспечения заявки, будет, помимо оставшейся суммы, превышающий размер обеспечения заявки.
На основании изложенного, решение конкурсной комиссии о признании заявки ООО "Росгосстрах" соответствующей требованиям конкурсной документации, является правомерным, ввиду предоставления денежных средств в обеспечение заявки на участие в конкурсе, сумма которых соответствует размеру обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе, установленному в конкурсной документации, что отвечает части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Указанные выводы также подтверждаются разъяснениями ФАС России от 24.03.2011 N АЦ/10284.
2. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 26 информационной карты конкурсной документации.
Пунктом 6.5 проекта контакта установлено, что представленное исполнителем обеспечение исполнения настоящего контракта на сумму 35 054,61 (Тридцать пять тысяч пятьдесят четыре) рубля 61 копейка действует в течение всего срока действия контракта, а также в течение 60 календарных дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ.
Таким образом, окончание срока действия банковской гарантии обусловлено не окончанием срока действия контракта, а подписанием сторонами акта выполненных работ, что свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ОАО "АльфаСтрахование" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 96, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 февраля 2015 г. N 45-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2015