Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 марта 2015 г. N 87-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по охране в ГБУЗ "ОКБ N3" (изв. N 0369300019215000034) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N 3 от 10.01.2015, N 3 от 12.01.2015;
в отсутствие гражданина (далее - заявитель), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.03.2015 года поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 26.02.2015 года извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 947 506, 67 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 06.03.2015 в 09 часов 00 минут.
По состоянию на 12.03.2015 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Заявитель указывает, что в извещении и документации об аукционе установлено требование о наличии лицензии на вид охранной деятельности непредусмотренный Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11.03.1992 N 2487-1.
Представители заказчика с доводом жалобы согласились и на заседании Комиссии пояснили, что уточнения в объеме оказания услуг, изложенные в пункте 1.2 Технического задания аукционной документации, направлены исключительно на конкретизацию объема и содержания услуг, делают их прозрачными и понятными, исключают возможность необоснованных требований заказчика при выполнении контрактных обязательств и никоим образом не препятствуют конкуренции.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы гражданина и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания в как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по охране.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности определен в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности", "Положением о лицензировании частной охранной деятельности", "Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него", "Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)") (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности (далее - Положение) лицензированию подлежат услуги, предусмотренные статьей 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности).
Согласно статье 11.2 Закона о частной детективной и охранной деятельности, лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается на конкретный вид (виды) охранных услуг, который указывается в ней. Виды охранных услуг перечислены в статье 3 указанного Закона. К ним относятся:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В извещении о проведении закупки заказчик потребовал от участников аукциона представления в составе заявки копии действующей лицензии на право заниматься оказанием охранных услуг, ссылаясь на закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 19 Информационной карты аукциона участники закупки должны обладать лицензией на право заниматься оказанием охранных услуг (закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 года N 2487-1). При этом, необходимый перечень видов услуг указан в пункте 1.2 Технического задания Приложение N1 к информационной карте.
Согласно пункту 1.2 Технического задания аукционной документации в целях охраны должны быть предоставлены следующие услуги:
- защита жизни и здоровья сотрудников, пациентов и посетителей больницы на охраняемом объекте;
- охрана объектов и имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждения;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на охраняемых объектах с применением специальных средств, разрешённых к использованию в частной охранной деятельности (п\п 4 ст 12.1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 года N 2487-1 далее по тексту - "Закон РФ N2487-1 О ЧД и ОД");
- охрана имущества на охраняемых объектах с осуществлением работ по монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (системы видеонаблюдения и охранной сигнализации), перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ N498 от 23.06.2011 года "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее по тексту - "Постановление N498").
Вместе с тем, согласно аукционной документации Техническое задание содержит требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам услуги (пункт 7 Информационной карты аукциона), то есть к объему услуг, но не требования к участникам закупки.
Соответственно, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации о закупке не конкретизированы требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки, а именно: не установлено лицензией на какой вид охранной деятельности должен обладать участник закупки.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в документациях об аукционах не установлено, лицензию с указанием на какой именно вид охранной деятельности должны представить участники закупок в подтверждение соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, виды услуг, оказываемых в рамках контракта, перечислены в Техническом задании документации о закупке и включают в себя лишь 4 вида услуг из 6 возможных в рамках охранной деятельности.
Отсутствие указания видов охранных услуг, лицензией на оказание которых должны обладать участники закупок, могло привести к отсутствию у потенциальных исполнителей возможности оценить свое соответствие требованиям заказчика, а также к участию в аукционах лиц, которые не обладают лицензией на виды охранных услуг, потребность в оказании которых имеется у заказчика, и к заключению контрактов с лицами, обладающими лицензией на охранную деятельность, но не имеющих права оказания услуг по предусмотренным контрактом видам услуг.
Также Заказчиком нарушены части 1, 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, допущенные нарушения не повлияли на результаты торгов в связи с тем, что в процедуре электронного аукциона приняли участие 3 заявки, признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации, в составе вторых частей заявок участниками закупки приложены лицензии на право заниматься оказанием охранных услуг, в ходе проведения аукциона цена контракта снизилась с 2 947 506, 67 рублей до 2 210 630, 17 рублей.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу гражданина на действия заказчика обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 марта 2015 г. N 87-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2015