Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 марта 2015 г. N 95-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования (изв. N 0369300123215000016) в присутствие:
- представителя Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 4", действующего на основании доверенности от 11.03.2015 года;
- представителя Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 4", действующего на основании доверенности от 13.03.2015 года,
в отсутствие представителя ООО "ТрансМед", надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования (изв. N 0369300123215000016) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 4" (далее - заказчик) 24.02.2015 года объявило о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300123215000016 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 376 904 рубля 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 11.03.2015 года в 15 часа 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчиком безосновательно установлено в пункте 2.2 технического задания требование о ежедневном осуществлении технического обслуживания медицинского оборудования. Также заявитель указывает, что документацией о закупке не определен требуемый объем оказания услуг, либо стоимость работ и запасных частей за единицу, что не позволяет заявителю сформировать свое ценовое предложение.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Согласно пункту 2.7 проекта контракта количество плановых визитов - 1 раз месяц. Пункт 2.2 технического задания указывает, что в случае необходимости, например, аварийной поломки оборудования, у исполнителя должна быть возможность осуществления услуги ежедневно.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании (раздел II документации о закупке).
Согласно техническому заданию исполнитель должен обеспечить наличие сотрудников, имеющих возможность при необходимости ежедневно осуществлять техническое обслуживание медицинского оборудования в период с 8:00 до 17:00 в рабочие дни. В выходные и праздничные дни техническое обслуживание медицинского оборудования осуществляется на основании предварительной заявки заказчика по согласованию с исполнителем. Иной периодичности оказания услуг техническое задание не определяет.
При этом пункт 2.7. проекта контракта указывает, что количество плановых визитов - 1 раз в месяц.
Довод представителей заказчика, согласно которому техническое задание содержит указание на периодичность внеплановых проверок оборудования в случае отказов, сбоев, неполадок в работе оборудования, а проект контракта указывает на периодичность плановых проверок, не принимается Комиссией во внимание, поскольку техническое задание не указывает, что периодичность установлена только для внеплановых проверок.
Более того, техническое задание указывает, что техническое обслуживание медицинской техники осуществляется на основании Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" введенных в действие Минздравом России (N293-22/233 от 27.10.2003) (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 5.1 Методических рекомендаций виды, объемы и периодичность работ по техническому обслуживанию медицинской техники, особенности организации этих работ в зависимости от этапов, условий и сроков эксплуатации изделий медицинской техники устанавливаются в соответствующей нормативной и эксплуатационной документации.
Вместе с тем, представителями заказчика на заседание Комиссии не представлена нормативная и эксплуатационная документация на оборудование согласно приложению N1 к техническому заданию, указывающая на необходимость проведения работ 1 раз в месяц в соответствии с пунктом 2.7 проекта контракта, либо ежедневно, как предусмотрено техническим заданием.
Вследствие чего сделать вывод о правомерности установления требований заказчика к периодичности оказания услуг не представляется возможным.
Кроме того, следует отметить, что пункт 3 технического задания и пункт 2 проекта контракта указывают на различный перечень работ, которые необходимо выполнить при проведении планового технического осмотра и контроля технического состояния техники.
Так, например, пункт 3 технического задания указывает, что при проведении периодического технического обслуживания медицинской техники необходимо выполнить в том числе проверку и регулировку видеоконтрольного устройства, комплексную наладку и регулировку аппарата, проверку и настройку программного обеспечения, установку обновлений программного обеспечения до версий, рекомендованных заводом-изготовителем, устранение ошибок, обновление и настройку баз данных пациентов и др., что не предусмотрено проектом контакта.
Также документацией о закупке не определен исчерпывающий перечень запасных частей, которые должны быть использованы при проведении работ по ремонту оборудования, либо оказания услуг по техническому обслуживанию техники.
Техническое задание устанавливает перечень запасных частей, предполагаемых к замене. Однако из условий, предусмотренных в документации о закупке, следует, что запасные части используются при необходимости.
На заседание Комиссии представители заказчика указали, что на момент заключения контакта заказчик не имеет возможности определить исчерпывающий перечень работ и периодичность выполнения данных работ, в том числе по мелкому ремонту оборудования, а также предоставить перечень товара, который потребуется при выполнении данного вида работ, поскольку на этапе планирования закупки не известны поломки оборудования.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик не воспользовался правом осуществления закупки за единицу услуги, исходя из объема фактически оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Таким образом, противоречия в проекте контракта и документации о закупке в части периодичности и перечня, необходимых к выполнению работ, не позволяют определить требования заказчика, что не соответствует положениям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Исходя из положений части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства о контрактной системе, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, относительно сведений, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.
Вместе с тем, приложение N2 к проекту контракта содержит незаполненное техническое задание с указанием, что заполняется данное приложение при заключении контракта. Однако процедура заключения контракта не предусматривает возможность заполнения технического задания на этапе его заключения сторонами. Более того, исходя из пункта 1.1 проекта контракта техническое задание является частью предмета контракта. Следовательно, отсутствие данного приложения означает, что проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, не имеет предмет.
Таким образом, отсутствие в проекте контракта указания на неизменные условия исполнения контракта может привести к нарушению порядка, заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Пункт 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указывает, что техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Однако пункт 14 информационной карты не конкретизирует требование к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а фактически дублирует норму Закона без привязки к объекту закупки.
Таким образом, заказчиком при формировании документации о закупке нарушены требования части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования (изв. N 0369300123215000016) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, части 3 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 марта 2015 г. N 95-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2015