Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 февраля 2015 г. N 56-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
ПредседателяКомиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ФК "Фармакоппола"на действия заказчиков, организатора совместного электронного аукциона на поставку "Препаратов Гемцитабин. Митоксантрон" для учреждений здравоохранения Челябинской области на I полугодие 2015 года (изв. N0369200000515000069) в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", действующего на основании доверенности от 20.02.2015;
в отсутствие представителя ООО ФК "Фармакоппола", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ФК "Фармакоппола"на действия заказчиков, организатора совместного электронного аукциона на поставку "Препаратов Гемцитабин. Митоксантрон" для учреждений здравоохранения Челябинской области на I полугодие 2015 года (изв. N0369200000515000069) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница"(далее - организатор совместногоаукциона), объявило о проведении электронного аукциона в форме совместныхторговна поставку "Препаратов Гемцитабин. Митоксантрон" для учреждений здравоохранения Челябинской области на I полугодие 2015 года путем опубликования 30.01.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N0369200000515000069 об осуществлении закупки.
Заказчиками выступилиГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница N1.
Общая начальная (максимальная) цена контрактов определена в размере 275326.35 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 16.02.2015 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контрактына поставку "Препаратов Гемцитабин. Митоксантрон" для учреждений здравоохранения Челябинской области на I полугодие 2015 годапо итогам проведения закупки заказчикамине заключены.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, чтозаказчик в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе наряду с иными лекарственными средствами включил в состав лота препарат с МНН Митоксантрон - концентрат для приготовления раствора для инфузий 2 мг/мл 10 мл N1, в рамках которого выпускается только препарат с торговым наименованием Митоксантрон ЛЭНС, ООО "ЛЭНС-Фарм" Россия, P N000458/01.
На заседание Комиссии представители организатора совместного аукциона с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
В государственном реестре лекарственных средств содержаться сведения о шести торговых наименований препарата с МНН Митоксантрон:Митоксантрон ЛЭНС, производства ООО"ЛЭНС-Фарм" Россия, Митолек, ООО "Фармцель", Митоксанторн, ОАО "Фрмстандарт", Митоксантрон, ООО "Валент",Митоксантрон, Ельфафармзавод А.О.
По мнению представителя организатора совместногоаукциона,все перечисленные лекарственные средства соответствуют требованиям заказчика в том числе по характеристике концентрат для приготовления раствора для инфузий. При этом представитель организатора совместного аукциона указал, что понятие инфузия является общим понятием и означает медленное введение вещества. Видами инфузионного введения являютсявнутривенное и внутриполосное введение.
Под внутриполостным введением понимают введение препарата в имеющееся полое пространство, например, в брюшную полость (внутриперитонеально), в грудную клетку (внутриплеврально) или полость сердца (внутрикардиально).
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке включает в себя наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 установлены предельные значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства в случае, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средствапредельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) не может превышать 1 тыс. рублей.
В соответствии с приложением N 1 к документации о закупке объектом закупки является три позиции лекарственных средств:
- сМНН Гемцитабин (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 1000 мг N1);
-с МНН Гемцитабин (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий200 мг N1);
- с МНН Митоксантрон (концентрат для приготовления раствора для инфузий 2 мг/мл 10 мл N1).
Согласно государственному реестру лекарственных средств только препарат с торговым наименованиемМитоксантрон ЛЭНС, производства ООО"ЛЭНС-Фарм"выпускается в лекарственной форме концентрат для приготовления раствора для инфузий. Иные препараты с МНН Митоксантрон в разделе лекарственная форма содержат указание наконцентрат для приготовления раствора для внутривенного и внутриплеврального введения. Данные сведения подтверждены и представителем организатора совместного электронного аукциона.
Общая начальная (максимальная) цена контракта более 1 тысячи рублей.
Таким образом, в один лот включена поставка различных лекарственных средств, в рамках одного из которого по лекарственной форме и дозировке выпускается одно торговое наименование.
На заседание Комиссии представители заказчика указали, что лекарственные средства с МНН Митоксантрон лекарственной формыконцентрат для приготовления раствора для внутривенного и внутриплеврального введениятакже могут быть предложены к поставке, как соответствующие требованиям заказчиков, поскольку внутривенное и внутриплевральное введение фактически являются видами инфузионного введения.
Вместе с тем, данный довод не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.
Исходя из требований инструкции по заполнению заявки (пункт 19 информационной карты) товар, предлагаемый участником электронного аукциона должен соответствовать требованиям заказчика к международному непатентованному наименованию (МНН), лекарственной форме, дозировке, количеству единиц в упаковке, а также требованиям заказчика к остаточному сроку годности (в соответствии с приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки"). Как уже отмечалось ранее, приложение N1 не предусматривает возможность поставки препарата с МНН Митоксантрон лекарственной формойконцентрат для приготовления раствора для внутривенного и внутриплеврального введения.
Таким образом, заявка, содержащая предложение о поставке лекарственного средства с МНН Митоксантронуказанной лекарственной формы, должна быть отклонена аукционной комиссией в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о контрактной системе, как не соответствующая требованиям документации о закупке. Следовательно, допуск такого участника будет являться нарушением законодательства о контрактной системе.
Более того, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке,содержит в своем составе спецификацию, которая оформлена виде таблицы. Четвертый столбец указанной таблицысодержит информацию о лекарственной форме:концентрат для приготовления раствора для инфузий.Данный факт также подтверждает, что лекарственная форма для закупаемых препаратовв виде концентрат для приготовления раствора для инфузий является конкретным показателем товара, и не подлежит изменению при заключении контракта. В свою очередь,изменение проекта контракта при его заключении законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
При этом следует отметить, что в случае, если потребностям заказчиков соответствует как средство лекарственной формы концентрат для приготовления раствора для инфузий, так и концентрат для приготовления раствора для внутривенного и внутриплеврального введения, данная информация должна найти отражение в документации о закупке. Вместе с тем, документация о закупке предусматривает возможность поставки только препарата с МНН Митоксантрон- концентрат для приготовления раствора для инфузий. Вследствие чего Комиссия приходит к выводу, что указанные требования безосновательно ограничивают количество участников закупки, а, следовательно, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
2. В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Данные условия проведения совместных конкурсов или аукционов продублированы и пункте 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой группы товаров, но и их свойства, характеристики и иная информация о необходимом к поставке товаре.
В соответствии с приложением к информационной карте объектом закупки является 3 позиции лекарственных средств.
Исходя из Соглашения о проведении совместного аукциона N 331/I/2015 от 17.12.2014 (далее - Соглашение) года заказчиками закупки выступили2 учреждения здравоохранения Челябинской области.
При этом, согласно пункту 1.3 Соглашения Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" закупает только Митоксантрон, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница N1- лекарственное средство с МННГемцитабин с различной дозировкой.
Вместе с тем, отсутствие потребности заказчиков в приобретении одних и тех же товаров, в данном случае лекарственных средств, означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Более того, согласно пункту 2 информационной карты коды ОКПД у приобретаемого товара различны, а именно: 24.42.13.778 и 24.42.13.779. Данный факт также подтверждает неоднородность объекта закупки.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона на различные объекты закупки, чем нарушили общий принцип проведения совместных торгов.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом положения данного проекта контракта должны в полной мере соответствовать законодательству Российской Федерации. В противном случае размещение проекта контракта, не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, может привести к его заключению и/или к нарушению порядка заключения контакта, путем внесения в проект контракта изменений.
Пункт 2.2.3 проекта контракта указывает, что в обязанности поставщика входит осуществление формирования цены на товар в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и Постановления Правительства Челябинской области от 26.02.2010 г. N51-П "О предельных размерах оптовых надбавок и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Данные требования продублированы и в пункте 5.4 проекта контракта.
Однако указанные нормативно-правовые акты в части формирования цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, регламентируют только предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей.
Более того, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта заказчики учитывали требования указанных нормативно-правовых актов при формировании начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, даже в случае заключения контракта по начальной (максимально) цене, онане превыситдопустимые значения.
4. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контрактаисчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пункт 3.10 проекта контракта указывает, чтопоставляемый товар должен сопровождаться в том числе документами, подтверждающими качество товара, протоколом согласования цен на поставку жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Однако из условий проекта контракта, невозможно определить какие именно документы, подтверждающие качество товара, должен предоставить поставщик при поставке.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании)форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень).
Таким образом, из системного толкования норм права следует, что товар подлежит либо декларированию, либо обязательной сертификации. Следовательно, на момент поставки товара поставщик сможет предоставить либо один, либо другой документ.
Также пункт 4.1. проекта контракта неоднозначно указывает требования к остаточному сроку годности товара на момент поставки, а именно: "_остаточный срок годности лекарственных средств на момент поставки должен составлять не менее 14 месяцев от срока годности, установленного производителем (при сроке годности более 12 месяцев); остаточный срок годности лекарственных средств на момент поставки должен составлять не менее 7 месяцев от срока годности, установленного производителем (при сроке годности 12 месяцев)".
Так, невозможно определить какой срок годности, указанный в скобках, имеет в виду организатор совместного аукциона. Можно предположить, что данные требования установлены к общему сроку годности товара. Однако при общем сроке годности 12 или 13 месяцев предложить к поставке товар с остаточным сроком годности не менее 14 месяцев не представляется возможным. Кроме того, данная формулировка не позволяется сделать вывод о потребностях заказчиков, так как не видно на какой срок приобретаются лекарственные средства, а, следовательно, в течение какого периода они должны быть использованы по их прямому назначению.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приразмещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ФК "Фармакоппола"на действия заказчиков, организатора совместного электронного аукциона на поставку "Препаратов Гемцитабин. Митоксантрон" для учреждений здравоохранения Челябинской области на I полугодие 2015 года (изв. N0369200000515000069)обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях организатора совместных торгов, заказчиков нарушениечасти 1 статьи 25, пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
3. Выдать заказчикам, оператору электронной площадки, организатору совместного электронного аукциона,членам аукционной комиссии по аукциону обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 февраля 2015 г. N 56-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2015