Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2014 г. N 820-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А - |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. - |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. - |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Энерго" в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер", действующего на основании доверенности от 29.12.2014,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер", действующего на основании доверенности от 29.12.2014,
- представителя ООО "Энерго", действующего на основании доверенности от 10.01.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369200000914000496 на оказание услуг по сбору, транспортировке медицинских отходов класса "Г" от места их накопления до места их уничтожения, и их уничтожение (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" 15.12.2014 объявило о проведении открытого аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 176 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.12.2013 в 21 час 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Энерго" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.
Предметом размещаемого аукциона является оказание услуг по сбору, транспортировке медицинских отходов класса "Г" от места их накопления до места их утилизации, и их утилизации.
Медицинские отходы класса "Г" относятся I - IV классу токсикологической опасности, ввиду чего деятельность по вывозу данных отходов подлежит лицензированию в силу СанПиНа 2.1.7.2790-10.
Представители заказчика предоставили возражения по жалобе, а также пояснили следующее.
Так, в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" требуется лицензия на вывоз отходов класса "Г", вместе с тем в силу Закона о лицензировании деятельности и Закона об обращении отходов производства и потребления обращение с медицинскими отходами не подлежит лицензированию, в том числе вывоз указанных отходов, ввиду чего действует федеральное законодательство, имеющее приоритетное значение.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из документации об аукционе предметом закупки является оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Г", а именно: сбор, транспортировка и уничтожение.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами (сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование) регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163 (далее - СанПиН).
В пункте 5 информационной карты документации об аукционе также указано на необходимость соблюдения указанного СанПиНа при оказании услуг по уничтожению медицинских отходов.
СанПиН регулирует отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и устанавливает гигиенические требования и критерии по определению класса опасности в целях предотвращения вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Тогда как, Закон об отходах производства и потребления определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Так, санитарные правила устанавливают критерии опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а Закон об отходах производства и потребления и нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации указанного Закона, устанавливают критерии опасности для окружающей природной среды.
С учетом изложенного, СанПиН и Закон об отходах производства и потребления имеют различный предмет регулирования и направлены на разные сферы применения, в том числе в части установления классификации отходов.
Следует отметить, что Закон об отходах производства и потребления содержит императивное требование, не допускающее расширительного толкования, в соответствии с которым деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от их класса опасности, не относится к предмету правового регулирования указанного Закона.
Так, отнесение отходов класса "Г" к токсикологически опасным отходам 1 - 4 классов опасности, не свидетельствует о необходимости лицензирования деятельности по обращению с медицинских отходами, указанного класса.
При этом, как указано в примечаниях к пункту 2.1 СанПиН отнесение класса "Г" к конкретному классу опасности устанавливается в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 (далее - СП).
Однако в соответствии с пунктом 1.3 СП правила не распространяются на медицинские отходы.
Совокупное толкование указанных положений свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день порядка соотнесения отходов класса "Г" с конкретным классом опасности и необходимости лицензирования деятельности по обращению с отходами указанного класса.
Доводы заявителя, в соответствии с которыми с учетом пункта 4.29 СанПиН требуется предоставление лицензии на деятельность по утилизации и обезвреживанию отходов класса "Г", является несостоятельным.
Согласно пункту 4.29 СанПиН вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом, требования СанПиН указывают на необходимость лицензирования деятельности по вывозу отходов указанного класса в целях их утилизации и обезвреживания.
Однако часть 1 статьи 12 Закона о лицензировании предусматривает закрытый перечень лицензируемых видов деятельности, не подлежащий расширительному толкованию, в соответствии с которым лицензированию подлежит деятельность исключительно по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Кроме того, в частях 2,4 статьи 1 Закона о лицензировании определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми лицензирование деятельности по вывозу медицинских отходов также не предусмотрено.
При этом согласно части 3 статьи 12 Закона о лицензировании указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Согласно части 6 статьи 24 Закона о лицензировании нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и регулирующие вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, положения СаПиН в части лицензирования деятельности по вывозу отходов класса "Г" не подлежат применению в виду приоритетного действия Закона о лицензировании, в соответствии с которым указанный вид деятельности не включен в часть 1 статьи 12 Закона, а также части 2,4 статьи 1 Закона о лицензировании, что исключает необходимость ее лицензирования.
Анализ действующего законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами позволяет сделать вывод, о том, что медицинские отходы не относятся к предмету правового регулирования Закона об отходах производства и потребления, а следовательно, деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от класса опасности, не подлежит лицензированию.
Кроме того, Приказом Министерства природы Российской Федерации N 786 от 02.12.2002 (далее - Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым медицинские отходы больниц и лечебно-оздоровительных учреждений отнесены к коду 97000000 00 00 0.
Вместе с тем, как указано в примечании к указанному Приказу тринадцатая цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Таким образом, нулевой класс опасности медицинских отходов также свидетельствует об исключении указанного вида отходов из списка отходов, подлежащих обязательному лицензированию в соответствии с указанным Положением.
С учетом изложенного, предоставление в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по размещению и по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности с учетом того, что объектом закупки являются услуги по обращению с медицинскими отходами класса "Г", не требуется, в связи с чем действия заказчика соответствуют пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление требования о необходимости наличия указанной лицензии может ограничить доступ к участию в аукционе хозяйствующих субъектов, которые вправе оказывать данные услуги без наличия лицензии, что противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Энерго" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2014 г. N 820-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2015