Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2015 г. N 69-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аллергенов бактерий (изв. N 0169300000115000239) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 08 от 03.06.2014 года;
- представителей Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Детская городская поликлиника N14 (далее - заказчик, МБУЗ ДГП N14), действующих на основании доверенностей б/н от 03.03.2015 года;
- в отсутствие представителя ООО "Трейд-Фарм" (далее - заявитель, общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.02.2015 поступила жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 16.02.2015 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 236280,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 24.02.2015 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Трейд-Фарм" контракт на поставку аллергенов бактерий не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Описание объекта закупки в аукционной документации осуществлено с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Так, объектом закупки является поставка аллергенов бактерий, которые должны быть предложены потенциальными поставщиками в комплекте с туберкулиновыми шприцами в следующей фасовке: 1 ампула по 1 мл, 5 туберкулиновых шприцов.
Исходя из содержания жалобы, на рынке указанных товаров представлены различные варианты фасовки необходимых заказчику аллергенов бактерий: объем ампулы варьируется от 0,6 мл до 3 мл в ампуле, что, соответственно, отражается на количестве доз в ампуле, поскольку дозы указанного препарата рассчитываются как 1 доза = 0,2 мл. Кроме того, аллергены бактерий выпускаются как в комплекте со шприцами, так и без них.
Заявитель указывает, что из содержания документации невозможно сделать вывод о том, на каком основании заказчиком допущена возможность поставки в соответствии с условиями документации аллергенов бактерий только в установленной им фасовке в комплекте со шприцами, в то время как указанный товар может быть поставлен в другой фасовке, без входящих в комплект шприцов и при этом будет соответствовать потребности заказчика.
Так, в случае, если заказчик заинтересован в приобретении аллергенов бактерий с минимальным количеством раствора в ампуле, то непонятно, почему не предусмотрена возможность поставки ампул объемом 0,6 мл при условии сохранения общего количества доз. В случае же, если объем ампулы не важен заказчику, то потребности заказчика соответствует и товар, представленный на рынке в фасовках 2 мл и 3 мл. Однако, возможность поставки такого товара исключена аукционной документацией.
Таким образом, общество считает, что при формировании документации об аукционе заказчиком нарушена статья 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и на заседании Комиссии пояснили, что действия заказчика при формировании документации об аукционе полностью соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, технические характеристики товара следует понимать как совокупность технических характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого, а качественные характеристики - это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя. С учетом указанных характеристик товара заказчиком составлено описание объекта по рассматриваемой закупке, указаны показатели товара и значения таких показателей, которые не меняются.
Уполномоченный орган соглашается с мнением заявителя относительно наличия зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств аллергенов бактерий с разным объемом ампул, в том числе 0,6 мл, 1 мл, 2 мл, 3 мл.
Однако, представитель уполномоченного органа отмечает, что требованиям заказчика, изложенным в аукционной документации, соответствуют товары двух производителей, зарегистрированные в государственном реестре лекарственных средств, что свидетельствует о наличии на рынке требуемого товара и отсутствии объективных причин невозможности поставки такого товара.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при составлении документации о закупке заказчик использовал информацию из государственного реестра лекарственных средств, в котором зарегистрировано несколько форм выпуска аллергенов бактерий.
Вместе с тем, из всех приведенных в указанном реестре форм выпуска препарата заказчику подходит только форма выпуска 1 ампула по 1 мл в комплекте с 5 туберкулиновыми шприцами, что обусловлено отсутствием возможности установить точное количество прививаемых детей, небольшим сроком хранения открытой ампулы с препаратом и стремлением минимизировать количество аллергенов бактерий, которые утилизируются по причине истечения срока хранения открытой ампулы.
Также заказчик указывает, что форма выпуска 0,6 мл в ампуле не может быть предусмотрена в документации о закупке, поскольку, согласно полученным заказчиком сведениям, производители аллергенов бактерий, зарегистрированные в государственном реестре лекарственных средств, на момент проведения аукциона препарат в фасовке 0,6 мл не выпускают.
По вопросу необходимости закупать аллергены бактерий в комплекте со шприцами, представители заказчика сообщили, что закупка комплекта позволяет снизить цену, поскольку закупать туберкулиновые шприцы отдельно от аллергенов бактерий экономически невыгодно.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки, размещенное заказчиком на официальном сайте в составе аукционной документации, содержит исключительно показатели, которые не могут изменяться, а именно:
лекарственная форма - раствор для внутрикожного введения;
дозировка - 2 ТЕ/0,1 мл;
форма выпуска - ампула 1 мл/10 доз;
фасовка (количество в упаковке) - комплект: 1 ампула по 1 мл, 5 туберкулиновых шприцов;
назначение - для туберкулинодиагностики (постановка внутрикожной пробы Манту).
Согласно государственному реестру лекарственных препаратов, препарат с МНН "аллергены бактерий" и указанными характеристиками выпускается несколькими производителями.
При этом, зарегистрированы препараты с МНН "аллергены бактерий" различных форм выпуска:
- 10 доз, 1 мл, 1 ампула, в комплекте со шприцами туберкулиновыми (5 шт.), иглами для извлечения (длинными), иглами для введения (короткими) и ножом ампульным;
- 10 доз, 1 мл, 10 ампул, в комплекте с ножом ампульным;
- 30 доз, 3 мл, 10 ампул, в комплекте с ножом ампульным;
- 6 доз, 0,6 мл, 1 ампула, в комплекте со шприцами туберкулиновыми (3 шт.), иглами для извлечения (длинными), иглами для введения (короткими) и ножом ампульным;
- 6 доз, 0,6 мл, 10 ампул, в комплекте с ножом ампульным и т.д.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что выбрал оптимальную фасовку препарата с учетом такого объема пациентов, когда заранее точно определить количество детей, подлежащих вакцинированию, не представляется возможным. Кроме того, вакцина хранению в открытом виде не подлежит.
Помимо этого, не все формы выпуска препарата предусматривают в комплекте шприцы, что в случае их закупки без шприцов может привести к дополнительным расходам на приобретение туберкулиновых шприцов.
Относительно ампул по 0,6 мл представители заказчика пояснили, что ими был сделан запрос двум производителям аллергенов бактерий, на один из которых в форме электронного письма получен ответ о фактическом отсутствии препарата с такой фасовкой на соответствующем рынке. От второго производителя аналогичный по содержанию ответ на запрос получен заказчиком в устной форме, вследствие чего на заседание Комиссии доказательств отсутствия у второго производителя препарата в фасовке 0,6 мл в ампуле не представлено.
Таким образом, потребности заказчика способны удовлетворить препараты форм выпуска 1 мл (10 доз) и 0,6 мл (6 доз) в ампуле.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки безосновательно исключил одну из форм выпуска препарата, а также указал лишь показатели, которые не изменяются, в то время как действительные потребности способен удовлетворить не только препарат с фасовкой 1 мл (10 доз), указанный в аукционной документации, но и препарат с фасовкой 0,6 мл (6 доз), не принятый заказчиком во внимание.
Кроме того, проанализировав информацию из государственного реестра лекарственных средств, Комиссия пришла к выводу о том, что в комплекте со шприцами можно поставить только аллергены бактерий в фасовке 1 мл в 1 ампуле, что даже в случае указания в документации на возможность поставки препарата в фасовке 0,6 мл в ампуле не позволило бы потенциальным поставщикам предложить аллергены бактерий, обладающие необходимыми заказчику функциональными свойствами, но не в комплекте со шприцами, а следовательно, исключило из поставки препарат в формах выпуска 10 доз, 1 мл, 10 ампул, в комплекте с ножом ампульным и 6 доз, 0,6 мл, 10 ампул, в комплекте с ножом ампульным.
Вместе с тем, требование аукционной документации о поставке препарата в комплекте со шприцами исключает возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, реализующих лекарственные средства с МНН "аллергены бактерий", в комплект которых не включены шприцы, но у которых имеется возможность поставить указанное лекарственное средство вместе со шприцами.
Доказательств того, что туберкулиновые шприцы, поставленные вместе с аллергенами бактерий, а не в комплекте с ними, могут повлиять на потребительские свойства препарата, на заседании Комиссии представителями заказчика не представлено.
Следовательно, заказчик посредством установления в аукционной документации условия о поставке комплекта ампула+шприцы фактически не в полной мере отразил свою потребность, что выразилось в необъективном описании объекта закупки и нарушении пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Возможность выбора формы выпуска или перерасчета общего числа доз препарата, а также возможность поставки туберкулиновых шприцов вместе с препаратом, но не только в комплекте с ампулой, в случае установления таких возможностей в аукционной документации, способствовала бы более полному соблюдению законодательства о контрактной системе со стороны заказчика.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2015 г. N 69-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2015