Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2015 г. N 70-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО НИК "Атом", в присутствии представителя Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Чебаркульская городская больница", действующего на основании доверенности от 03.03.2014,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО НИК "Атом" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300019715000124 на разработку рабочего проекта на капитальный ремонт здания инфекционного отделения, физиотерапевтического отделения и рентгенологического кабинета для нужд МБЛПУ "ЧГБ" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.02.2015 Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Чебаркульская городская больница" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 961 531, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.02.2015 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО НИК "Атом" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчик не разместил разъяснение документации об аукционе в нарушение регламентированных законом сроков, размещения такого разъяснения.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения по доводам жалобы, а также пояснил, что ответ на запрос не был размещен в единой информационной системе в регламентированные законом сроки ввиду того, что ответственный сотрудник не увидел поступившие запросы по причине сильной загруженности.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, разъяснения положений документации об аукционе должны быть размещены в срок, указанный в части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, но не позднее даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок в целях обеспечения возможности подачи участниками закупок заявок на участие в аукционе с учетом полученных разъяснений заказчика.
Как следует из содержания жалобы и не отрицается представителем заказчика, 17.02.2014 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении документации об аукционе от заявителя по жалобе, а также еще три запроса от других участников закупок, однако разъяснения на запросы не опубликовано в единой информационной системе (на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru), что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, условия исполнения муниципального контракта, изложенные как в извещении о проведении закупки, документации об аукционе, в том числе проекте контракта, должны содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Как следует из извещения о проведении открытого аукциона, информационной карты документации об аукционе, проекта контракта предметом контракта является разработка рабочего проекта на капитальный ремонт объекта капитального строительства, тогда как в пункте 2.3.7 проекта контракта объектом закупки является выполнение работ, результатом которых является составление проектной документации.
Вместе с тем, в силу пунктов 4, подпункта "п" пункта 23 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" разграничиваются понятия проектная и рабочая документация, последняя из которых разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, объект закупки, определенный заказчиком как разработка рабочего проекта, не отражает необходимость разработки проектной документации, которая также является условием и результатом исполнения контракта, что не позволяет сделать вывод об объективном описании объекта закупки, а также согласованности предмета контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания в как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты документацией о закупке, пунктом 2.3.7 проекта контракта объектом закупки является выполнение работ, результатом которых является составление проектной документации.
Согласно части 5.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
С учетом специфики объекта закупки, а также в силу части 5.1 статьи 48, части 4 статьи 55.8 ГрК РФ для выполнения работ по подготовке проектной документации участник закупки должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, включенных в пункт 13 Перечня - "работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)"
Вместе с тем, в требованиях к участнику закупки, а также в требования к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки (пункты 7, 17 информационной карты документации о закупке) без конкретизации указанных требований.
Кроме того, в пункте 6 информационной карты документации об аукционе указано, что исполнитель должен иметь допуск СРО на работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений (пункт 12 Перечня), тогда как в силу части 5.1 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен иметь исключительна свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
При этом, требование о предоставлении свидетельства о допуске к работам, соответствующим пункту 12 Перечня, не нашли своего отражения в требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, в документации об электронном аукционе содержится неоднозначная информация в части требований к участнику закупки, подтверждающих его соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и необходимости предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1,5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 17 информационной карты указаны требования к составу первой части заявки при осуществлении закупки на поставку товара, что не соответствует объекту закупки, представляющему собой выполнение работ.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 2.3.4 проекта контракта указано на возможность предоплаты по согласованию с заказчиком в размере не более 30% от стоимости проектных работ, тогда как порядок авансирования должен быть определен на момент формирования документации об аукционе путем указания конкретного размера аванса.
В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указан срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, а также сроки оформления результатов такой приемки.
Кроме того, в пункте 3.3 проекта контракта указано, что оплата выполненных работ производится в течение 30 рабочих дней с момента получения положительного заключения ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области", однако заказчиком не определены сроки направления заказчиком проектной документации на государственную экспертизу, что не позволяет сделать вывод о сроках оплаты работ в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Указание в разделе 6.1 проекта контракта, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2015, а в части предоставления гарантий качества работ - до полного выполнения сторонами своих обязательств, фактически содержит два срока действия контракта, обусловленных как конкретной датой, так и событием, которое должно неизбежно наступить, что не позволяет определить фактический срок действия контракта.
Таким образом, из проекта контракта невозможно определить срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке, что свидетельствует о неправомерности указания фиксированного размера пени в проекте контракта.
Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 4.6 проекта контракта установлен фиксированный размер пени, который не позволит применить расчет по формуле, установленной в соответствии с Постановлением.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО НИК "Атом" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 65, пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, части 2 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1,5 статьи 31, частей 7, 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2015 г. N 70-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2015