Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 марта 2015 г. N 36/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широковой О.В., вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Козговой Н.П., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Колмакова А.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Шалимовой О.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1) Муниципального заказчика - Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана:
- "_", по доверенности от 13.03.2015 г. N 720;
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания "Консалтинг" (далее - ООО "Компания "Консалтинг"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 36/КС ООО "Компания "Консалтинг" на действия комиссии муниципального заказчика - Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана при проведении запроса котировок на оценку рыночной стоимости арендной ставки (закупка N 0180300000215000285), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 17.03.2015 г. входящий N 1572 поступила жалоба ООО "Компания "Консалтинг" на действия комиссии муниципального заказчика - Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана при проведении запроса котировок на оценку рыночной стоимости арендной ставки (закупка N 0180300000215000285).
В своей жалобе заявитель указывает, следующее.
27.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана опубликовано извещение N 0180300000215000285 на проведение оценки рыночной стоимости арендной ставки. Начальная (максимальная) цена контракта 349 999,80 рублей.
В извещении о запросе котировок (закупка N 0180300000215000285) установлено, что "заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок".
Из Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.03.2015 N П1 для закупки N0180300000215000285 следует, что заявка поданная в электронном виде ООО "Компания "Консалтинг" подписанная электронно-цифровой подписью в нарушение части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок не регистрировалась и не рассматривалась.
Заявитель считает, что котировочная заявка ООО "Компания "Консалтинг" соответствовала требованиям, установленным в извещении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285) и была направлена в форме электронного документа на электронную почту заказчика, которая указана в извещении запроса котировок.
Вышеуказанная довод подтверждается позицией изложенной в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2015 г. N Ф09-9919/14.
23.03.2015 г. входящий N 1655 в адрес антимонопольного управления от муниципального заказчика поступил пакет документов.
На рассмотрении жалобы представитель муниципального заказчика устно пояснил, что с доводами жалобы не согласен, по следующим основаниям.
27.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана опубликовано извещение N 0180300000215000285 на проведение оценки рыночной стоимости арендной ставки.
12.03.2015 г. (3:12) на электронную почту Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана, поступила котировочная заявка участника ООО "Компания "Консалтинг" по закупке N 0180300000215000285.
В извещении о запросе котировок (закупка N 0180300000215000285) установлено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Во время определения поставщика по закупке N 0180300000215000285 единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, при этом, Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусматривается возможность подачи заявок на электронную почту заказчика.
Таким образом, оснований у комиссии муниципального заказчика для принятия и регистрации котировочной заявки участника ООО "Компания "Консалтинг" не было.
На основании изложенного, представитель муниципального заказчика просит признать жалобу ООО "Компания "Консалтинг" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 36/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Частью 4 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
27.02.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок на оценку рыночной стоимости арендной ставки (закупка N 0180300000215000285).
Начальная (максимальная) цена контракта 349 999 рублей 80 копеек.
Извещение о проведении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285) утверждено председателем комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана Н.А. Филягиной.
Дата и время подачи котировочных заявок 02.03.2015 г. в 08: 00.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок 12.03.2015 г. 11:00.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками - 12.03.2015 г. 11:00.
Пунктом 7.3. в извещении о проведении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285) заказчиком указано следующее: "Порядок подачи заявок:
Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В целях обеспечения целостности и защищенности заявок на участие в запросе котировок на конверте указывается название запроса котировок, на участие в котором подается заявка, а также фраза "Не вскрывать до ____ часов _______ мин (время местное) "___" _______ 2015 года".
Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Любой участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.
Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки".
До окончания срока, указанного в извещении поступило 7 (семь) заявок.
12.03.2015 г. 3:12 на электронную почту Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (zakaz19@mail.ru), поступила котировочная заявка участника ООО "Компания "Консалтинг" по закупке N 0180300000215000285.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.03.2015, котировочные заявки участников признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285), при этом заявка, поданная в электронном виде ООО "Компания "Консалтинг" котировочной комиссией не регистрировалась в журнале регистрации и не рассматривалась.
Победителем запроса котировок признан индивидуальный предприниматель Клепов Ю.Ю. предложивший цену контракта 104 700 рублей 00 копеек.
Комиссия антимонопольного органа проанализировала котировочные заявки участников и установила, что заявки участников соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285).
Так же, комиссией антимонопольного органа установлено, что во время определения поставщика по закупке N 0180300000215000285 единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
При этом, Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты, так как подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вышеуказанный довод подтверждается письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2014 N Д28и-208, от 06.05.2014 N 10070-ЕЕ/Д28и.
Таким образом, следует, что заявка ООО "Компания "Консалтинг" на участие в запросе котировок (закупка N 0180300000215000285) направлена способом, не предусмотренным Законом о контрактной системе в сфере закупок, а именно: заявка направлена на адрес электронной почты zakaz19@mail.ru.
В результате рассмотрения жалобы N 36/КС ООО "Компания "Консалтинг" по существу доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 36/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки закупки N 0180300000215000285 выявлены следующие нарушения.
Пунктом 1 части 1 статьи 73 Закон о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки N 0180300000215000285 является оценка рыночной стоимости арендной ставки.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
В соответствии со статьей 4 Закона об оценочной деятельности, субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности, установлены требования к обеспечению надлежащего исполнения договора (например: не разглашать информацию, обеспечивать сохранность документов и т.д.) к юридическому лицу, которое намерено заключить договор на проведение оценки, а так же к самому юридическому лицу, а именно:
- иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено;
- страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей;
На основании вышеизложенного следует, что в соответствии с Законом об оценочной деятельности предусмотрено, оценочную деятельность может осуществлять как физическое лицо (член одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавший свою ответственность), так и юридическое лицо, соответствующее требованиям статьи 15.1 Закона об оценочной деятельности.
В извещении о проведении запроса котировок на оценку рыночной стоимости арендной ставки (закупка N 0180300000215000285) опубликованного муниципальным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок для подтверждения их соответствия Закону об оценочной деятельности.
Вместе с тем, в разделе 4 проекта контракта "Сведения, подтверждающие соответствие Исполнения требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности" (закупка N 0180300000215000285) заказчиком неправомерно установлено требование: "о номере и дате документа, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности".
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, муниципальным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок (закупка N 0180300000215000285) не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок для подтверждения их соответствия Закону об оценочной деятельности.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 73, части 2 и 4 статьи 77, части 4 статьи 78, части 5 статьи 112, пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Административным регламентом комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 36/КС ООО "Компания "Консалтинг" на действия комиссии муниципального заказчика - Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана при проведении запроса котировок на оценку рыночной стоимости арендной ставки (закупка N 0180300000215000285) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана нарушившим пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать муниципальному заказчику - Комитету муниципальной экономики администрации города Абакана и его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова А.В. Колмаков О.Н. Шалимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 марта 2015 г. N 36/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2015