Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2015 г. N 03/ОТ
Резолютивная часть объявлена 19.03.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.03.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
- Тохтахунов О.Х. - Государственный инспектор отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "НэкстЭнерго" от 12.03.2015 г. N460-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы "Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск на период до 2031 года" (извещение N0187300001215000014) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленное требование о наличии у участников действующей лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" неправомерно.
2. Предмет контракта не относится к научно-исследовательским работам, в связи с чем конкурсной документацией неверно установлены предельные величины значимости стоимостного и нестоимостного критериев.
3. Установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
4. Начальная (максимальная) цена контракта не соответствует объему предполагаемых работ по предмету контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 Требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Пунктом 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, отнесены к государственной тайне.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктами 19, 25 части II Информационной карты открытого конкурса установлены требования о наличии у участника и подаче в составе заявки участником действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно пунктам 2.7, 2.8 Технического задания:
- разработка Программы должна осуществляться на основании и в сроки действия Генерального плана развития муниципального образования город Нижневартовск. Мероприятия и целевые показатели, в отношении систем снабжения всеми ресурсами, которые используются для предоставления коммунальных услуг (электрическая энергия, тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение, холодная вода, газоснабжение), а также объектов, используемых для водоотведения и в сфере обращения с коммунальными твердыми отходами и прогнозной динамики их изменения, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам на период с 2015 по 2020 год, а на последующий период (до окончания срока действия Программы) - без разбивки по годам.
- для разработки Программы в исходные данные Подрядчику необходимо включить документы территориального планирования (Заказчик выдает данные документы по запросу Подрядчика) и документацию по планировке территории, утвержденные для территории города Нижневартовска.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Как следует из письменных пояснений Заказчика основной частью генерального плана является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории, также сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, которые включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, при этом Заказчиком Исполнителю будут предоставлены геопространственные сведения по территории Российской Федерации, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, отнесенные к государственной тайне.
Вместе с тем, Техническое задание открытого конкурса не содержит сведения о расположении головных сооружений водопровода или водоводах, их питающих на территории города Нижневартовска, а также сведений о передаче Исполнителю топографической основы города Нижневартовска.
При этом, согласно части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
з) о геодезических и картографических материалах;
и) о создании искусственного земельного участка;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы.
В соответствии с частью 8 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно установил требование к участникам о необходимости наличия действующей лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. N127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В соответствии с ГОСТом 15.101-98 "Порядок выполнения научно - исследовательских работ" к научно-исследовательским работам (НИРам) относится комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Согласно п.4.1. ГОСТ 15.101-98 основанием для выполнения НИР служит техническое задание, которым устанавливаются требования к содержанию, объемам и срокам выполнения работ. В процессе выполнения НИР должны быть соблюдены следующие требования:
-обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;
-экономическое и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции.
Согласно п.3.8. ГОСТ 15.101-98 отчетная научно-техническая документация: комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах работ (этапов работ), а также содержащих рекомендации по ее использованию.
В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 06.05.2011 г. N204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" Программа разрабатывается в отношении систем снабжения всеми ресурсами, которые используются для предоставления коммунальных услуг (электроэнергия, тепло на отопление, горячая и холодная вода, водоотведение, газ). В состав программы включаются также проекты в отношении объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно Техническому заданию задачами Программы является:
-определение потребности объемов и стоимости строительства и реконструкции сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения;
-обеспечение жителей и предприятий города надёжными и качественными услугами тепло-, водо-, газоснабжения, электроснабжения и водоотведения;
-внедрение новейших технологий управления процессами производства, транспорта и распределение коммунальных ресурсов и услуг;
-разработку плана мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры;
-инженерно-техническую оптимизацию коммунальных систем;
-перспективное планирование развития систем;
-обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации;
-совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
-обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.
Соответственно, разработка программы производится с учетом проведения научных исследований существующего состояния и разработки технических решений для развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры и объектов в различных отраслях экономики с учетом перспективного территориального планирования города на период до 2031 года и относится к научно-исследовательским работам.
Содержащиеся в конкурсной документации предельные величины значимости стоимостного и нестоимостного критериев: цена контракта- 20%; квалификация участника закупки - 80%, соответствуют Приложению к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
3. Согласно пункту 1 раздела I Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 2 раздела I Правил настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Приложение N1 к Информационной карте (часть II конкурсной документации) содержит показатели критериев, их значимость, а также формулы расчета количества балов.
Таким образом, установленный конкурсной документацией порядок оценки соответствует Закону о контрактной системе.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), что соответствует статье 22 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом, согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "НэкстЭнерго" от 12.03.2015 г. N460-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы "Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск на период до 2031 года" (извещение N0187300001215000014) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация города Нижневартовска нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрация города Нижневартовска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица, допустившего нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Точиев Б.Б.
Тохтахунов О.Х.
Капаклы А.Д.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2015 г. N 03/ОТ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2015