Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 февраля 2017 г. N 44-446/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" (далее - Заказчик):;
ООО "Авантаж Клининг" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 1822/17 от 25.01.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на комплексную уборку здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 61, лит. "А" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200278416000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 063 095,14 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.01.2017 N0372200278416000061-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 5) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Отказать в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе: на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и пунктом 3.1 Части I документации об электронном аукционе: в заявке участника конкретные показатели не соответствуют значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в приложении N 2 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме и инструкцией по заполнению I части заявки на участие в аукционе, указанной в приложении N 3 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, а именно: 1. Средство моющее тип 19 - dpr ultra, EcoProfChem. Страна: Россия Показатель содержания ПАВ не соответствует значению, установленному в приложении N 2 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме. Согласно инструкции по заполнению I части заявки на участие в аукционе, указанной в приложении N 3 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, Участник указывает неизменный показатель. Требование технического задания: "Содержание ПАВ: более 5%**". В заявке: "Содержание ПАВ: 5%". 2. Средство моющее тип 20 - DGRAN EcoProfChem, ООО "ГРИН" Россия Показатель содержания ПАВ не соответствует значению, установленному в приложении N 2 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме. Согласно инструкции по заполнению I части заявки на участие в аукционе, указанной в приложении N3 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, Участник указывает неизменный показатель. Требование технического задания: "Содержание ПАВ: более 5%**". В заявке: "Содержание ПАВ: 5%". 3. Средство моющее тип 24 - Химитек Керамик Белизна, Химитек, ООО "НПФ Химитек", Россия Показатель содержания неионогенных ПАВ и показатель содержания комплексообразователей не соответствуют значениям, установленным в приложении N 2 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме. Согласно инструкции по заполнению I части заявки на участие в аукционе, указанной в приложении N3 к Части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, Участник указывает неизменный показатель. Требование технического задания: "Состав: неионогенные ПАВ <5%**, комплексообразователи <5%**". В заявке: "Состав: неионогенные ПАВ 5 %, комплексообразователи 5 %"".
Требования к товарам, необходимым для выполнения комплексной уборки, являющейся предметом аукциона, установлены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 26 "Средство моющее тип 19" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Внешний вид и запах: прозрачная жидкость темно-желтого цвета с характерным запахом. Концентрация ионов водорода (рН): 9-10*. Содержание ПАВ: более 5%**. Должно быть предназначено для ручной и механизированной уборки".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, установленной в Приложении N 3 к Техническому заданию, содержится в том числе, следующий порядок предоставления значений показателей:
"*- в заявке допускается указать как конкретной показатель, так и диапазонное значение.
**-неизменный показатель.
***-допускается показатель выше указанного по качественным характеристикам.
****- в заявке указывается диапазонное значение.
*****- в заявке указывается показатель в случае его применения".
Согласно пояснениям представителя Заказчика показатель "Содержание ПАВ: более 5%" установлен как неизменный показатель, поскольку производители не указывают конкретного значения такого показателя.
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером заявки 5 показал, что участником закупки представлены в составе заявки конкретные показатели товаров, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию. В том числе, к товару по позиции 26 "Средство моющее тип 19 - dprultra, EcoProfChem. Страна: Россия" представлены следующие характеристики товара: "Внешний вид и запах: прозрачная жидкость темно-желтого цвета с характерным запахом. Концентрация ионов водорода (рН): 9-10. Содержание ПАВ: 5%. Предназначено для ручной и механизированной уборки".
Поскольку при рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия Заказчика руководствуется требованиями, установленными в аукционной документации и проверяет заявки на соответствие данным требованиям, то Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
Жалобу следует признать необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком в Приложении N3 к Техническому заданию установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, в которой содержится в том числе, следующий порядок предоставления значений показателей товаров в составе первой части заявки:
"- если показатели указаны с использованием слов, знаков, числовых значений "более х", "менее х", "ниже х", "выше х", "свыше х", "ранее х", "должно превышать х", "больше х" "меньше х" "должно быть менее х" "должно быть более х" " х >" "х <", "более х и менее у", "менее у и более х", где "x" и "у" - верхнее/ нижнее числовое значение, Участник указывает конкретный числовой показатель без применения вышеперечисленных слов и знаков, при этом крайние значения "х" не включены в интервал;
*- в заявке допускается указать как конкретной показатель, так и диапазонное значение.
**-неизменный показатель.
***-допускается показатель выше указанного по качественным характеристикам.
****- в заявке указывается диапазонное значение.
*****- в заявке указывается показатель в случае его применения".
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования к товарам, содержащие одновременно несколько символов, разных по смыслу. Например, к товару по позиции 26 "Средство моющее тип 19" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Содержание ПАВ: более 5%**".
Положения инструкции по заполнению первой части заявки, установленной Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию, не позволяют однозначно определить порядок предоставления значений показателей, если при описании таких показателей Заказчик одновременно использует слова "более" "менее" ">", "<" и т.д., а также "*", "**", "***" и т. д.
В том числе, в инструкции по заполнению первой части заявки также отсутствует указание на то, что в включает в себя понятие "неизменный показатель".
Установление противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе повлекло за собой отклонение заявки Заявителя.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, позволяющей субъективно интерпретировать и толковать требования документации.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авантаж Клининг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 февраля 2017 г. N 44-446/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2017