Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2017 г. N 44-465/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствии представителя ООО "Доминант" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2016-ЭП/17 от 26.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по подсыпке песка на городских пляжах Суздальских озер и Ольгинского пруда, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона с изменениями размещено 12.01.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004616000143. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 581 705,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Анализ аукционной документации показал, что требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, содержатся в Приложении N2 к Техническому заданию.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые, по мнению Заявителя, являются излишними и, в том числе, могут быть представлены только по результатам проведения испытаний на товар.
Например, к товару "Песок слой 1" Приложения N2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: "Содержание глины в комках: не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе не более 2%. Плотность (кг/м3): не менее 2000. Модуль крупности: не более 3,5. Класс песка: требуется I. Функциональные характеристики (потребительским свойствам): должен быть крупный или больше, природный, должен применяться для устройства оснований и покрытий. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014.".
Так в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" 2014 (раздел 6: "Методы контроля") испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний".
В разделе 5 ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" установлен порядок и методы проведения испытаний для определения содержания пылевидных и глинистых частиц: метод отмучивания, пипеточный метод, метод мокрого просеивания, фотоэлектрический метод.
Таким образом, определить конкретное значение показателя "Содержание пылевидных и глинистых частиц" возможно только проведя лабораторные испытания.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, требования к описанию испытательных характеристик товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе первой части заявки на участие в аукционе и нарушают положения ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
ООО "Доминант" указывает в доводах жалобы на нарушение Заказчиком ст.33 Закона о контрактной системе, выразившееся, по мнению Заявителя, в установлении требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение, а также позволяют указать значение товара, которое одновременно будет соответствовать требованиям Заказчика, но противоречить положениям государственного стандарта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
К товару "Песок слой 1" Приложения N2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: "Содержание глины в комках: не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе не более 2%. Плотность (кг/м3): не менее 2000. Модуль крупности: не более 3,5. Класс песка: требуется I. Функциональные характеристики (потребительским свойствам): должен быть крупный или больше, природный, должен применяться для устройства оснований и покрытий. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014.".
Вместе с тем, ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3 .
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, выразившееся в использовании Заказчиком при описании объекта закупки нестандартных показателей и условных обозначений товара, касающихся технических и качественных характеристик.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик не ответил на поставленный вопрос в ответе на запрос разъяснений положений документации о закупке.
Согласно ч. 3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть ( ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком на официальном сайте опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 25.01.2017 NРД1 следующего содержания:
"Разъяснение положений документации об электронном аукционе
Общие сведения об электронном аукционе | |
Номер извещения |
0172200004616000143 |
Номер редакции извещения |
1 |
Наименование объекта закупки |
Выполнение работ по подсыпке песка на городских пляжах Суздальских озер и Ольгинского пруда, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга в 2017 году |
Сведения о предмете запроса | |
Номер запроса |
728585 |
Тема запроса |
Запрос на разъяснение |
Текст запроса |
Просим разъяснить показатель "Плотность (кг/м.куб.): 2000-2800." Какое значение необходимо указать: диапазонное, конкретный показатель в рамках данного диапазона или данный показатель является неизменным? Каким пунктом инструкции необходимо руководствоваться в данном случае? |
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга в соответствии с поступившим запросом от 23.01.2017 22:51, руководствуясь Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) сообщает следующее:
Руководствоваться правилами, указанными в п.2. Раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе": "В случае если в соответствии с нормативной документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде максимального и минимального значения для данного показателя (с использованием указанных слов и их синонимов), то участник должен выбрать любое значение в границах данного диапазона (включительно).В случае если в соответствии с нормативной документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде диапазона (например - котклонениям), то Участнику аукциона необходимо указать конкретные значения границ диапазона.
Необходимо использовать слова "от _ до_", "включая диапазон от _ до_", "не более", "не менее", "менее", "более", знаки "+", "-" и "+/-","-
", "от
до
", "
-
", "
" ,"
", "
", ">", при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _", а также в случае, когда величина выражается в виде диапазона в нормативной и технической документации, например, при описании погрешности, точности (отклонения), температур и градусов (углов), диапазонов применения товара, а так же в тех случаях, когда точные показатель нельзя определить до окончания выполнения работ (например - прочность бетона, раствора, ширина шва между плиткой), но необходимо гарантировать соответствие показателя требованиям заказчика, установленным в диапазоне. Во всех остальных случаях использование данных слов считается предоставлением неконкретного показателя, вне зависимости от места их использования в описании товара.
Знак "/" означает, что можно выбрать любое из значений, за исключением показателя класса для линолеума, где этот показатель является неизменным.
Если знак "/" применяется в названии показателя, а так же в требовании к значению показателя - необходимо указывать все показатели. Например, если указано: "Максимальное усилие на отрыв от бетона/кирпича/железа должно составить 1/2/3 кН", то необходимо указать все 3 значения."
Вышеуказанные разъяснения опубликованы Заказчиком в сроки, установленные Законом о контрактной системе и представляют собой развернутый ответ на поставленный Заказчику вопрос.
Данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС , а также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком требования в аукционной документации ограничивают количество участников закупки и не позволяют подать заявку на участие в электронном аукционе.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что жалобу следует признать частично обоснованной
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" обоснованной в части доводов:
- об установлении Заказчиком избыточных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе;
- об использовании Заказчиком нестандартных показателей при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.33, ч. 6 ст. 66 ( п.1 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2017 г. N 44-465/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2017