Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2017 г. N 44-486/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница РАН (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Основа" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2301-ЭП/16 от 30.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений водолечебницы (4 этап) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Санкт-Петербургской клинической больницы Российской академии наук, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, просп. Тореза, дом 72 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100001016000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 019 035,95 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в документации о закупке установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей;
- в документации о закупке установлены требования к товарам, которые не могут быть представлены на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Согласно п. 104 "Трубы" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Индекс текучести расплава PPR, г/10 мин: не более 0,5. Коэффициент эквивалентной шероховатости: не более 0,02 мм. Предел прочности при разрыве: свыше 30 МПа.", а также установлены требования о соответствии товара ГОСТ 32415-2013, ГОСТ Р 53630-2015.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что ГОСТ 32415-2013 и ГОСТ Р 53630-2015 не содержат показатели "Индекс текучести расплава PPR, коэффициент эквивалентной шероховатости, предел прочности при разрыве".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 104 "Трубы" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Индекс текучести расплава PPR, г/10 мин: не более 0,5. Плотность PPR: 0,91 г/см.куб. Предел текучести при растяжении: не менее 30 МПа.", а также установлены требования о соответствии товара ГОСТ 32415-2013, ГОСТ Р 53630-2015.
Согласно преамбуле ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" настоящий стандарт распространяется на основные полимерные материалы трубопроводов: полипропилен и сополимеры пропилена (РР-Н, РР-В, PP-R, PP-RCT), сшитый полиэтилен (РЕ-Х), хлорированный поливинилхлорид (PVC-C), полибутен (РВ), полиэтилен повышенной термостойкости (PE-RT), непластифицированный поливинилхлорид (PVC-U), полиэтилен (РЕ 80, РЕ 100).
Согласно п. 5.1.6 ГОСТ 32415-2013 предел текучести при растяжении труб из PVC-U должен быть не менее 45 МПа, труб из PVC-C - не менее 50 МПа.
Согласно п. 8.13 ГОСТ 32415-2013 относительное удлинение при разрыве и предел текучести при растяжении труб из PVC-U и PVC-C определяют по ГОСТ 11262.
Таким образом, ГОСТ 32415-2013 устанавливает значения показателя предела текучести при растяжении только для труб из PVC-U и PVC-C. Вместе с тем, требования к показателям индекса текучести расплава и плотности установлены Заказчиком для труб из PPR.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель предела текучести при растяжении без обоснования необходимости использования такого показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей жалоба признана обоснованной.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 104 "Трубы" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Относительное удлинение при разрыве: не менее 200%.", а также установлены требования о соответствии товара ГОСТ 32415-2013, ГОСТ Р 53630-2015.
Согласно п. 8.12 ГОСТ 32415-2013 относительное удлинение при разрыве труб из РЕ, РР-Н, РР-В, PP-R, PP-RCT, РЕ-Х, PE-RT, РВ определяют по ГОСТ 11262. Примечание - Показатель не определяется на трубах с барьерным слоем. От отрезков труб длиной приблизительно 150 мм отрезают полосы одинаковой ширины, равномерно распределенные по длине окружности. Для труб номинальным наружным диаметром от 16 до 63 мм изготавливают три полосы, для труб dn > 63 мм - пять полос. Из центра каждой полосы изготавливают один образец-лопатку. Ось образца-лопатки должна быть параллельна оси трубы, а толщина должна быть равна толщине стенки трубы.
Перед испытаниями образцы-лопатки кондиционируют по ГОСТ 12423 при температуре (232) °С не менее 2 ч.
За результат испытаний принимают минимальное значение относительного удлинения при разрыве, вычисленное до третьей значащей цифры.
Согласно преамбуле ГОСТ 11262-80 (СТ СЭВ 1199-78) настоящий стандарт распространяется на пластмассы и устанавливает метод испытания на растяжение. Метод основан на растяжении испытуемого образца с установленной скоростью деформирования, при котором определяют показатели, указанные в справочном приложении 1.
Согласно п. 8.1 ГОСТ 32415-2013 испытания труб и фитингов должны проводиться не ранее, чем через 15 ч после их изготовления. Примечание - Для труб и фитингов из полибутена перед испытаниями по прочностным показателям может применяться выдержка после изготовления продолжительностью в соответствии с документацией изготовителя.
Согласно п. 7.2 ГОСТ 32415-2013 приемку труб и фитингов службой качества предприятия-изготовителя осуществляют партиями. Партией считают количество труб одного номинального наружного диаметра и толщины стенки или фитингов одного наименования и типоразмера, изготовленных из одной марки материала на одном технологическом оборудовании, сдаваемых одновременно и сопровождаемых одним документом о качестве.
Согласно п. 4.4 ГОСТ 11262-80 (СТ СЭВ 1199-78) результаты испытания записывают в протокол, который должен содержать, в том числе номер партии.
Таким образом, точные значения испытательных характеристик возможно указать в отношении определенной партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Основа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2017 г. N 44-486/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2017