Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 февраля 2017 г. N РЗ-111-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика- Государственное казенное учреждение здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик" - Голубь А.Ю.,
Рассмотрев поступившее обращение Государственного казенного учреждения здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик" о допущенных нарушениях по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России из Государственного казенного учреждения здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик" поступили сведения о допущенных нарушениях по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие".
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона N 44-ФЗ была проведена внеплановая проверка закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие", на соответствие требованиям Закона N 44-ФЗ.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе исчисляется с учетом количества дней, установленных Законом о контрактной системе, начиная со следующего дня после размещения извещения в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 09.01.2017.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, срок окончания подачи заявок заканчивается 11.01.2017 в 17:00, то есть на второй день с даты размещения извещения о проведении Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ.
2. В п. 13 аукционной документации государственным заказчиком установлено - отсутствие в предусмотренных Федеральными законами 44-ФЗ и 94-ФЗ реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица - установлено".
Частью 21 статьи 112 Закона N44-ФЗ установлено - В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Таким образом, установленное заказчиком в аукционной документации требование отсутствие в предусмотренных Федеральными законами 44-ФЗ и 94-ФЗ реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица - установлено", нарушает нормы Закона N 44-ФЗ.
3. В силу части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
10) участник закупки не является оффшорной компанией, (п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
В пункте 13 "требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона" аукционной документации отсутствует требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
4. Документация о закупке N 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие" была опубликована на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 09.01.2017 г..
Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г.
В разделе 1 "Понятия, термины и сокращения" аукционной документации Заказчиком установлено: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получившие аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с требованием пункта 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
5. Кроме того, согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, срок окончания подачи заявок заканчивается 11.01.2017 в 17:00, при этом, в п. 18 раздела II аукционной документации заказчиком установлено, что дата начала предоставления разъяснений 28 декабря 2017 г., дата окончания предоставления разъяснений 11 января 2017 г., что не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
6. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно п.п.п. 2.1 п.п.2 п.14 раздела II Документации после слов идентификационный номер налогоплательщика не содержится слов "при наличии", что является нарушением требований к содержанию и составу заявки, и не соответствуют пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о закупках.
7. Частью 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ установлено: Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. В нарушение данной нормы Закона п.п. 6.2 Проекта контракта документации об электронном аукционе содержит ссылку на статью 176.1 Налогового кодекса РФ.
8. В п.п.6.4проекта контракта заказчиком установлено требование:
"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Контракту, соответствующий Поставщик обязуется в течение десяти банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях и в том же размере".
Из толкования приведенного пункта проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Пунктом 3 статьи 96 закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Государственное казенное учреждение здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной формеN 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие" установлены нарушения требований пункта 4 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 31, части 2 статьи 63, части 4 статьи 65, пункта 1 части 5 статьи 66, Части 21 статьи 112, статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия заказчика - Государственное казенное учреждение здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик", о допущенных нарушениях по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200019317000001 "Поставка продуктов питания "Фрукты и овощи свежие" не соответствующими требованиям пункта 4 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 31, части 2 статьи 63, части 4 статьи 65, пункта 1 части 5 статьи 66, Части 21 статьи 112, статьи 45 Закона N 44-ФЗ;
2. Выдать государственному заказчику- Государственное казенное учреждение здравоохранения "Кисловодский детский пульмонологический санаторий "Семицветик"- обязательное для и сполнения предписание.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 февраля 2017 г. N РЗ-111-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2017