Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 6 февраля 2017 г. N КС-12/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
Л.В. Шевченко |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
|
Заказчика - городской администрации муниципального образования "Приморское городское поселение"
Органа контроля - администрацию МО "Балтийский муниципальный район" Калининградской области |
О.В.Строзенко О.П.Чернецкой
А.Г. Каравашкиной
|
представителя по доверенности, представителя по доверенности;
представителя по доверенности; |
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Профит плюс", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (далее - Заявитель) (вх. N 502 от 30.01.2017) на действия городской администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы Железнодорожная со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации в г. Приморск Балтийский муниципальный район (извещение N 0135300006517000001 ) (далее - Аукцион) в части установления требований в документации об аукционе, и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.01.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 502 от 30.01.2017) на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время начала подачи заявок 20.01.2017 11:36
Дата и время окончания подачи заявок 02.02.2017 11:00
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пункт 18 Раздела 2. Информационной карты аукциона в электронной форме "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению":
-вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 -10 части 1 статьи 31 Закона N 44- ФЗ.
Требования о декларировании участником закупки своего соответствия требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, закон не вводит. В силу прямого указания ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 227-ФЗ комиссия по осуществлению закупок обязательно проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, во всех случаях, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда комиссия по осуществлению закупок вправе (но не обязана) проверять соответствие этому требованию. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
3. Заказчик не установил в требованиях к участникам закупки запрет осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
4. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное в электронном виде на официальном сайте Единой информационной системы http://zakupki.gov.ru, содержит следующие требования, предъявляемые заказчиком к участникам аукциона, в частности:
Требования к участникам:
1) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
2) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
3)Единые требования к участникам (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
Также извещение и информационная карта не содержат перечень дополнительных требований и документов, которые обязан предоставить участник в связи с применением постановления правительства N99.
При этом в информационной карте установлено требование о соответствии данному постановлению, но не содержатся конкретные требования и перечень документов, которые требуется предоставить участнику, оставляя возможность для отклонения участника при не правильном оформлении.
Просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с п.3 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
С 01.01.2017 г. вступили в силу ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и постановление Правительства РФ от 12.12.2015 г. N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми финансовые органы муниципальных образований, выполняющие правоприменительные функции по кассовому обслуживанию бюджетов, осуществляют контроль соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В соответствии с частью 5 статьи 99 44-ФЗ 17.01.2017 г., извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы Железнодорожная со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации в г. Приморск Балтийского муниципального района было направлено городской администрацией МО "Приморское городское поселение" на контроль в администрацию Балтийского муниципального района. В соответствии с пунктом 5 раздела 2 документации об аукционе в электронной форме по объекту подача заявок заканчивается 02.02.2017 г.
Срок подачи заявок с 17.01.2017 г. по 02.02.2017 г., при расчете со следующего дня после календарной даты наступления события, согласно ст.191 ГК РФ, составляет 16 календарных дней, что соответствует требованиям п.3 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с п.14 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 г. N 1367 орган контроля по результатам контроля формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, в течение 3 рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля. В соответствии с уведомлением N 2 о соответствии контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 17.01.2017 г. (Приложение N2), размещенным в Единой информационной системе (далее - ЕИС), контроль был пройден 20.01.2017 г. Извещение о проведении электронного аукциона было размещено органом контроля в ЕИС 20.01.2017 г. (Приложение N3).
После направления извещения, сформированного в ЕИС в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, на контроль в соответствии с Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 г. N 1367, заказчик не имеет функциональной возможности внесения каких-либо изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона. В случае формирования органом контроля отметки о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, направленные на контроль извещение и документация о проведении электронного аукциона автоматически размещаются в ЕИС.
С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона - 20.01.2017 до срока окончания подачи заявок - 02.02.2017 г., на подачу заявок участникам аукциона оставалось 13 календарных дней, данные сроки позволяют организациям, заинтересованным в участии в аукционе, подать заявку на участие в аукционе и осуществить действия для зачисления обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
2. В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участнику закупки об отсутствии принадлежности к офшорной компании.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. При проведении электронного аукциона, Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией).
Согласно подпункту 9 пункта 1.6.2 Информационной карты документации об Аукционе к участникам Аукциона установлено единое требование: "участник закупки не является офшорной компанией".
Включенное городской администрацией МО "Приморское городское поселение" положение о декларировании участником закупки своего соответствия требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым участник закупки не может являться офшорной компанией, не нарушает права участников закупки и не может повлиять на результат аукциона.
Непредставление участником закупки декларации о том, что он не является офшорной компанией, в соответствии с Законом о контрактной системе не является основанием для отклонения его как участника закупки.
3. В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд относится к отдельным видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ N 12589-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" (далее - Письмо), требованиек участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ включает в себя требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Требование к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено в п.31 Раздела 2 документации о проведении аукциона в электронной форме по объекту.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Письмом соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица). При этом в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено направление вышеуказанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе. Дополнительного предоставления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
На основании вышеизложенного городская администрация МО "Приморское городское поселение" не устанавливала требований о предоставлении подтверждающих документов в составе второй части заявки на участие в аукционе.
4. Частью 4 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам закупок в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок.
Пунктом 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки, применимые к объекту закупки, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с п.6 ч.5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона городской администрацией были установлены требования к участника закупки в соответствии с ч.1 ст.31; ч.2. ст.31; ч.1.1. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Вышеуказанное требование к участникам закупки также было установлено в п.31 Раздела 2 документации об аукционе в электронной форме по объекту.
Кроме того, п.2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям.
В п. 18 Раздела 2 документации об аукционе в электронной форме в требованиях состава второй части заявки на участие в аукционе установлено требование предоставления документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99.
При этом, Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 определяет дополнительные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям по конкретным видам товаров, работ, услуг. В связи с тем, что городской администрацией производится закупка на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту дороги с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. руб., то к указанному виду работ может быть применим только п.2 Приложения N 1 указанного постановления. Иные виды работ, указанные в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 г., не имеют отношения к объекту закупки.
Считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.01.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N0135300006517000001 ) (далее - Извещение) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000,00 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 вышеуказанного закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об Аукционе размещена Заказчиком 20.01.2017. Согласно Извещению и документации об Аукционе датой и временем окончания подачи заявок установлено 02.02.2017 11:00.
Таким образом, извещение и документация об аукционе размещены Заказчиком с нарушением сроков, установленных 3 статьи 63 и части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Доводы представителей Заказчика о том, что ими были своевременно направлены в порядке исполнения требований части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе извещение и документация об Аукционе в адрес органа контроля - администрации МО "Балтийский муниципальный район" Калининградской области для дальнейшего размещения в единой информационной системе, комиссией не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с положениями пункта 14 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 г. N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, а орган контроля формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, в течение 3 рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля. Таким образом, учитывая, что вышеуказанное Постановление четко регламентирует сроки осуществления контроля органом контроля, у Заказчика имелась возможность разместить извещение и документацию об аукционе, установив дату и время окончания подачи заявок на участие в аукционе с учетом времени окончания осуществления органом контроля проверки данных документов закупки и в соответствии с требованиями в Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 6 указанной статьи, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 18 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе Заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требование о представление участником закупки в составе своей заявки декларации, содержащей информацию, предусмотренную пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (о том, что он не является офшорной компанией), является избыточным и нарушает требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд относится к отдельным видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются в том числе: - условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом, Извещение о проведении Аукциона указанную информацию не содержит, что нарушает требования пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении Аукциона установлено следующие требования, предъявляемые Заказчиком к участникам Аукциона:
1) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
2) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
3) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (дополнительная информация к требованию отсутствует).
Пунктом 18 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе Заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик нарушил требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В ходе осуществления внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено следующее.
5. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые должен устанавливать заказчик.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены следующие изменения: "Внести в часть 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4353; 2016, N 1, ст. 10; N 27, ст. 4298) следующие изменения:
1) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;";
2) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Указанный Федеральный закон вступил в силу 09.01.2017.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 31 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе к участникам закупки установлены следующие единые требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8) отсутствие в предусмотренном Законом N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;
9) участник закупки не является офшорной компанией;
10) Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполнения контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установив единые требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных в статью 31 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.2. Раздела 4 "Проект контракта" установлено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы ____________ рублей, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, а именно:
2 % от цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, в том числе гарантийного обязательства, предусмотренных Контрактом, размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы ____________ рублей, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, а именно:
5 % от цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. (Порядок определения в Контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение Заказчиком, Генеральным подрядчиком обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком устанавливается Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" - далее Постановлением Правительства N1063).
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами. Заказчиком исключена возможность снижения цены контракта ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупки с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участниками аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 63; часть 6 статьи 66; пункт 7 части 5 статьи 63; пункт 6 части 5 статьи 63; части 3 статьи 64; часть 1 статьи 65; часть 5 и часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Ведущий Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
Л.В. Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 6 февраля 2017 г. N КС-12/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2017