Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 февраля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 03.02.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.02.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - Хлызов В.А. по доверенности от 02.02.2017;
от Заказчика - Кондратенко В.В. по доверенности от 18.10.2016.
рассмотрев жалобу ИП Бучельникова В.А. от 27.01.2017 N146-ж на действия Заказчика - КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, и глажке белья (извещение N0387200002616000274) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. В размещенном в составе документации о закупке Проекте Контракта, предмет контракта описывался следующим образом: "Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по стирке, сушке, и глажке белья" (п. 1.1); "Состав и объем услуг определяется в приложение N 1 к Контракту" (п. 1.2). При этом в Приложении N 1 содержательная часть отсутствовала. Кроме того, Проект Контракта содержал Приложение N 3 "Спецификация", которое также не было заполнено.
2. В части II. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" закупочной документации указываются следующие требования к сбору и транспортировке грязного белья: "Сбор грязного белья в филиале осуществляется в предоставленные исполнителем тележки (не менее четырех). Тележки могут быть пластмассовые либо из алюминиево - магниевого анодированного сплава, на колесах, с верхней крышкой и иметь сливной кран в днище. Мытье и дезинфекцию тележек проводят сотрудники исполнителя"... "Вывоз и упаковка по сортам грязного белья из отделения осуществляется исполнителем еэ/седневно, кроме выходных и праздничных дней".
Указанные требования (технические характеристики) к оказываемым услугам не являются стандартными, и требуют обоснования их необходимости для Заказчика.
Кроме того, данные требования противоречат законодательству РФ.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 и пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, и глажке белья (извещение N0387200002616000274) размещены на официальном сайте единой информационной системы 19.12.2016.
Техническое задание на оказание услуг по стирке, сушке, и глажке белья содержит следующее описание предмета закупки:
п.1. Наименование услуги: Стирка, сушка, глажка белья.
п.2. Объем оказания услуги: Стирка, сушка, глажка белья - 698 кг в месяц/ 8376 кг в год.
Других точных и конкретных сведений о предмете закупки в аукционной документации не содержится.
ГОСТ 17037-85 "Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения" устанавливает обязательность для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности, а также дает определение терминов использованных в описании предмета закупки:
Бельевое изделие - швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиенических условий тела и быта. Примечание. К бельевым изделиям относятся нательное, постельное и столовое белье.
Одежда - Изделие или совокупность изделий, надеваемое (ых) человеком, несущее (их) утилитарные и эстетические функции
Халат - швейная или трикотажная плечевая одежда, покрывающая туловище и ноги частично или полностью, с разрезом или застежкой от верха до низа.
Костюм - комплект швейной или трикотажной одежды, состоящий из двух или трех изделий
Санитарная одежда - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений.
Таким образом, ГОСТ предполагает четкое разделение на разные категории белья (бельевых изделий) и спецодежды.
Кроме того, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), относит белье к классу 13 "Текстиль и изделия текстильные", а спецодежду (код ОКПО 14.12) - к другому классу - 14 "Одежда".
Пунктом 23 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
Исходя из условий пункта 23 аукционной документации, приложение 1 к государственному контракту "Требования к оказанию услуг" и приложение 3 к государственному контракту "Спецификация" должны быть заполнены Заказчиком до размещения аукционной документации.
Согласно размещенному в единой информационной системе проекту контракта "Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по стирке, сушке, и глажке белья" (п. 1.1); "Состав и объем услуг определяется в приложение N 1 к Контракту" (п. 1.2). При этом в Приложении N 1 содержательная часть отсутствует, кроме того, проект контракта содержит Приложение N 3 "Спецификация", которое не заполнено.
Контракт, опубликованный Заказчиком по результатам аукциона N 0387200002616000274_87460 для подписания, включает Приложение N 3 "Спецификация", табличная часть которой (в отличие размещенного в составе документации о закупке Проекта Контракта) содержит наименования и количество услуг. Такие наименования как "Халат медицинский", "Костюм медицинский", "Халат утепленный" не соответствуют предмету закупки извещения и аукционной документации N 0387200002616000274.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания закупки без соблюдения регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также нарушении части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, согласно которой контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
2. Согласно пункту 1.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" данный СанПиН устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
К данным организациям относятся также Патологоанатомические отделения и отделения судебно-медицинской экспертизы (п. 10.16 СанПиН).
П. 8.5 СанПиН предусматривает, что каждое отделение должно быть оснащено средствами малой механизации (каталками, креслами-каталками, тележками для лекарств, белья, пищи, отходов) в необходимом количестве в зависимости от коечной вместимости и профиля отделения. Согласно п. 8.6 СанПиН общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подборки и сортировки белья.
Согласно п. 11.15: "Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются".
Такие же требования закреплены в разделе 4 Методических указаний МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" (далее Методические указания).
Из всех этих нормативных положений следует, что сбор, сортировка, дезинфекция (в необходимых случаях) и хранение грязного белья и спецодежды в медицинских учреждениях осуществляется силами специальных сотрудников медицинских учреждений, в специальную тару (в том числе тележки), которой должно быть в необходимом количестве оснащено медицинское учреждение. Сортировка белья и спецодежды осуществляются в санитарной комнате в каждом отделении (п. 4.6 Методических указаний), после чего они направляются на центральный склад грязного белья либо непосредственно в прачечную.
В аукционной документации указываются следующие требования к сбору и транспортировке грязного белья: "Сбор грязного белья в филиале осуществляется в предоставленные исполнителем тележки (не менее четырех). Тележки могут быть пластмассовые либо из алюминиево - магниевого анодированного сплава, на колесах, с верхней крышкой и иметь сливной кран в днище. Мытье и дезинфекцию тележек проводят сотрудники исполнителя"... "Вывоз и упаковка по сортам грязного белья из отделения осуществляется исполнителем ежедневно, кроме выходных и праздничных дней".
Таким образом, указание в Техническом задании на предоставление тележек исполнителем, упаковку грязного белья по сортам, а также мытье и дезинфекцию тележек силами исполнителя нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Сомнения Заявителя в потребности Заказчика на указанные в аукционной документации объемы по стирке, сушке, и глажке белья Комиссией Управления не рассматривались ввиду права Заказчика самостоятельно определять описание объекта закупки на условиях статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Бучельникова В.А. от 27.01.2017 N146-ж на действия Заказчика - КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, и глажке белья (извещение N0387200002616000274) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в виду наличия заключенного контракта.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 февраля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2017