Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2017 г. N 44-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ", в присутствии:
- представителя ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ", действующего на основании доверенности от 01.06.2016;
- представителя Законодательного Собрания Челябинской области, действующего на основании доверенности от 01.02.2017;
- представителя Законодательного Собрания Челябинской области, действующего на основании доверенности от 01.02.2017;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0169200000416000124 на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению наградного комплекта для лауреатов премии Законодательного Собрания Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 30.12.2016 Законодательное Собрание Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 613 201, 67 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 12.01.2017 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.
Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости наличия свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора для осуществления операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, так как предметом закупки является поставка изделий, изготовленных из драгоценных металлов, не требующая указанного документа.
При этом, наградные комплекты не являются изделиями из драгоценных металлов и не подлежат клеймению в инспекции пробирного надзора.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора, так как предметом закупки является выполнение работ по изготовлению наградных комплектов с использованием золочения в три микрона, что является операцией с драгоценным металлом.
Кроме того, ФКУ "Пробирная палата России" предоставила ответ, согласно которому изготовление памятных медалей, покрытых золотом, требует постановки организации на специальный учет.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2017 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки 1) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в виду непредставления в составе второй части заявки свидетельства о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Из пунктов 17, 18 информационной карты документации о закупке следует, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: предоставить в составе второй части заявки копию свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Таким образом, из положений документации о закупке однозначно следует, что в составе второй части заявки участник закупки должен предоставить указанный документ.
Из содержания второй части заявки заявителя следует, что свидетельство о постановке на специальный учет не представлено, что противоречит пунктам 17, 18 информационной карты документации о закупке, а также пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие аукционной комиссией решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
С учетом изложенного, признание заявки ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ", не соответствующей требованиям документации об аукционе, является обоснованным, ввиду отсутствия в составе второй части заявки участника закупки свидетельства о постановке на специальный учет, предоставление которого предусмотрено документацией о закупке в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" утверждены Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - Правила), устанавливающие порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - специальный учет).
В абзаце втором пункта 8 Правил указано, что уведомление о принятии соответствующего решения (решение о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет и присвоении ему учетного номера либо решение об отказе в постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет) по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, вручается уполномоченному представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа.
Приказом Минфина России от 01.02.2016 N 5н утверждены формы документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе форма уведомления о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера.
Вместе с тем, пунктом 14 Приказа Минфина РФ от 16.06.2003 N 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (утратило силу в связи с принятием Приказа Минфина России от 01.02.2016 N 5н) предусмотрено, что документом о постановке на специальный учет является свидетельство о постановке на специальный учет и заверенные госинспекциями карты постановки на специальный учет в одном экземпляре.
При этом, пунктом 16 Приказа Минфина РФ от 16.06.2003 N 51н свидетельство о постановке на специальный учет выдается сроком на пять лет. По истечении этого срока организации или индивидуальному предпринимателю выдается новое свидетельство о постановке на специальный учет в порядке, установленном настоящей инструкцией.
Таким образом, свидетельства о постановке на специальный учет, выданные в соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.06.2003 N 51н до 01.02.2016, срок действия которых не истек на момент проведения закупки, также являются документами, подтверждающими постановку организации на специальный учет.
С учетом изложенного, действующим законодательством в качестве документов, подтверждающих постановку юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет, является уведомление о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера либо свидетельство о постановке на специальный учет, срок действия которого не истек.
При этом, в статье 1 Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
В указанной статье также дано определение понятию ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, которыми являются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
При этом, операцией с драгоценными металлами и драгоценными камнями в том числе является изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, использование драгоценных металлов, в том числе в целях изготовления изделия из драгоценных металлов, требует от хозяйствующего субъекта постановки на специальный учет в ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (пункт 4 Правил).
Как следует из извещения и документации о закупке наименование предмета закупки определено как выполнение работ по изготовлению наградного комплекта для лауреатов премии Законодательного Собрания Челябинской области.
В пункте 5 информационной карты документации о закупке и Приложении N 1 к информационной карте указан конкретный объем и состав работ по изготовлению наградных комплектов, а именно: необходимо изготовить 485 наградных комплектов (12 видов), в состав каждого из которых входит:
1. медаль "Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области" (далее - медаль),
2. нагрудный знак "Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области" (далее - нагрудный знак),
3. удостоверение лауреата премии Законодательного Собрания Челябинской области (далее - удостоверение),
4. бархатная коробка, в которую упаковываются медаль, нагрудный знак, удостоверение.
При этом, как указано в техническом задании медаль и нагрудный знак "Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области" должны быть выполнены методом штамповки из латуни с золочением в три микрона (материал - золото).
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что предметом контракта является выполнение работ по изготовлению наградных комплектов с использованием драгоценного металла - золота, что свидетельствует о необходимости наличия у участника закупки уведомления либо свидетельства о постановке на специальный учет в соответствии с пунктом 2 Правил.
Вместе с тем, в пунктах 17, 18 информационной карты документации о закупке в требованиях к участнику закупки и требованиях к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора для осуществления операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями. Однако альтернативная возможность предоставления уведомления о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера либо свидетельства о постановке на специальный учет в документации о закупке не предусмотрена, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, письмо ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (от 08.12.2014 исх. N 40-01-1-07/1870), представленное заказчиком, не может быть принято во внимание, так как в обосновании ответа указана ссылка на Приказ Минфина РФ от 16.06.2003 N 51н, утративший силу на момент размещения оспариваемой закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО Челябинская художественная фабрика "БРЕГЕТ" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. При проведении внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2017 г. N 44-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2017