Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2017 г. N 13-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России жалобы ООО "ФК Сатиком" на положения аукционной документации при проведении Государственным казенным учреждением Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения", Уполномоченное учреждение) совместного аукциона на право заключения контрактов на поставку "Антибактериального препарата Цефоперазон + Сульбактам" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение N 0869200000216002412) (далее - Аукцион, Закупка), в присутствии:
- представителей ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения", действующих на основании доверенностей N 2 от 09.01.2017, N 3 от 09.01.2017, N 8 от 21.09.2016, N 41 от 14.07.2016.
Представители заказчиков, заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.01.2017 поступила жалоба ООО "ФК Сатиком" на положения аукционной документации при проведении Государственным казенным учреждением Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения", Уполномоченное учреждение) совместного аукциона на право заключения контрактов на поставку "Антибактериального препарата Цефоперазон + Сульбактам" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение N 0869200000216002412). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным Уполномоченным учреждением документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.12.2016 в 14:00.
Заказчиками совместного аукциона на право заключения контрактов на поставку "Антибактериального препарата Цефоперазон + Сульбактам" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года являются:
1) Муниципальное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница";
2) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 11";
3) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Еткуль";
4) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск";
5) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 8".
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение N 0869200000216002412) - 826 304,00 рублей.
По состоянию на 01.02.2017 контракты не заключены.
По мнению заявителя, техническое задание содержит требование к дозировке препарата - 1,5 г+1,5 г, что соответствует единственному лекарственному препарату торгового наименования Сульмаграф, производства Китай, что является нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку не позволяет принимать участие в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим лекарственные средства с иной дозировкой, в том числе с торговыми наименованиями, как например Цефбактам, Бакперазон, Сульперацеф.
Представители уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что в рамках формирования закупки руководствовались существующей потребностью заказчиков. Считают, что поскольку положениями документации об аукционе (пункт 18 информационной карты) предусмотрены требования в отношении пересчета предлагаемого к поставке товара, участники закупки имеют возможность предложить эквивалентный лекарственный препарат, соответствующий заявленным требованиям заказчиков по рассматриваемому аукциону, в том числе с дозировкой 500 мг+500 мг,1 г+1 г, 250 мг+250 мг.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Как следует из пунктов 1, 5, 5.1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств":
- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
- лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;
- дозировка - содержание одного или нескольких действующих веществ в количественном выражении на единицу дозы, или единицу объема, или единицу массы в соответствии с лекарственной формой либо для некоторых видов лекарственных форм количество высвобождаемого из лекарственной формы действующего вещества за единицу времени.
Согласно пункту 2 Информационной карты документации об электронном аукционе описание объекта закупки в соответствии с Приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки".
Приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки" содержит следующее.
п/п |
МНН (Состав) |
Описание полное |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Цефоперазон + Сульбактам |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5 г + 1,5 г N1. Препарат применяется для лечения осложненных инфекций органов брюшной полости. Хорошо переносится при в/м введении. Возможность лечения препаратом в период грудного вскармливания. |
уп |
1·600 |
Согласно информации, содержащейся в государственном реестре лекарственных средств, препарат МНН Цефоперазон+Сульбактам, удовлетворяющий требованиям, установленным заказчиком в документации об аукционе, соответствует держателю (владельцу) регистрационного удостоверения N ЛП-000972 лекарственного препарата с торговым наименованием "Сульмаграф" Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко.Лтд (Китай), форма выпуска - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, дозировкой 1.5 г+1.5 г, - имеется только у указанного препарата.
Препараты МНН Цефоперазон+Сульбактам иных торговых наименований не выпускаются дозировкой 1.5 г+1.5 г, а значит, не смогут быть предложены на аукционе ввиду их несоответствия приложению N 1 к информационной карте документации в их числе такие как:
- "Цефоперазон и Сульбактам Спенсер" (Великобритания) дозировкой 1 г+1 г;
- "Цефбактам" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 500 мг+ 500 мг/ 250 мг+250 мг;
- "Пактоцеф" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 250 мг+250 мг / 500 мг+ 500 мг;
- "Пактоцеф" (Индия) дозировкой 1000 мг+1000 мг/ 250 мг+250 мг /;500 мг+ 500 мг;
- "ЦефбактамR" (Россия) дозировкой 500 мг+ 500 мг/ 1 г+1 г/ 250 мг+250 мг;
- "Сульцеф" (Кипр) дозировкой 1000 мг+1000 мг;
- "СульмоверR" (Китай) дозировкой 1 г+1 г;
- "СульмоверR" (Китай) дозировкой 0,25 г +0,25 г/ 0,5 г +0,5 г/ 0,75 г+0,75 г/ 1,5 г;
- "ЦебанексR" (Индия) дозировкой 1 г+1 г;
- "Сульмовер" (Китай) дозировкой 1 г+1 г;
- "Цефпар СВ" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 500 мг+500 мг;
- "Цефпар СВ" (Россия) дозировкой 0,5 г+0,5 г/1 г+1 г;
- "Бакперазон" (Индия) дозировкой 1 г+1 г/ 500 мг+ 500 мг/ 250 мг+250 мг;
- "Бакперазон" (Индия) дозировкой 250 мг+250 мг/ 0.5 г+0.5 г/ 1.0 г+1.0 г/ 500 мг, 1 г, 2 г х 1; 250 мг+250 мг/ 0.5 г+0.5 г/ 1.0 г+1.0 г/ 500 мг, 1 г, 2 г х 1/10/30/50;
- "Бакперазон" (Индия) дозировкой 0,25 г +0,25 г/ 0,5 г +0,5 г/1 г+1 г;\
- "СульзонцефR" (Россия) дозировкой 1 г+1 г;
- "СульзонцефR" (Россия) дозировкой 1 г+1 г;
- "Цефоперазон и Сульбактам Джодас" (Индия) дозировкой 1 г+ 1 г;
- "Цефоперазон и Сульбактам Джодас" (Индия) дозировкой 1 г+ 1 г;
- "Цефоперазон и Сульбактам Джодас" (Индия) дозировкой 1 г+ 1 г;
- "Цефоперазон и Сульбактам Джодас" (Индия) дозировкой 1 г+ 1 г;
- "Сульперацеф" (Россия) дозировкой 1000 мг+1000 мг/ 250 мг+250 мг/ 500 мг+ 500 мг;
- "СульперацефR" (Россия) дозировкой 250 мг+250 мг/ 500 мг+500 мг/ 1000 мг+1000 мг/ 250 мг+250 мг/500 мг+500 мг/1000 мг+1000 мг х 1/5; 250 мг+250 мг, 500 мг+500 мг, 1000 мг+1000 мг; 250 мг+250 мг/500 мг+500 мг/1000 мг+1000 мг х 1; 250 мг+250 мг/ 500 мг + 500 мг/ 1000 мг + 1000 мг (флакон) 250 мг+250 мг/500 мг+500 мг/1000 мг+1000 мг х 5;
- "Сульперацеф" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 250 мг+250 мг/ 500 мг+500 мг;
- "Сульперацеф" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 250 мг+250 мг/ 500 мг+500 мг;
- "Сульперазон" (Турция) дозировкой 1 г+1 г;
- "Цебанекс" (Индия) дозировкой 500 мг+500 мг;
- "Цефоперазон и Сульбактам Спенсер" (Великобритания) дозировкой 1.0 г+1.0 г;
- "Цефоперазон и Сульбактам Спенсер" (Великобритания) дозировкой 1 г+1 г;
- "Сульцеф" (Кипр) дозировкой 1 г+1 г;
- "Сульцефазон" (Россия) дозировкой 1 г+1 г/ 250 мг+250 мг/ 500 мг+500 мг.
Представленные на заседание Комиссии письма заказчиков не определяют потребность заказчиков именно в препарате с дозировкой 1,5 г+ 1,5 г, более того из писем заказчиков явно усматривается возможность поставки препарата с иной дозировкой. Однако возможность поставки лекарственного препарата с иной дозировкой не нашла отражение в документации об аукционе.
Как следует из объяснений представителей уполномоченного учреждения, участники закупки вправе предложить лекарственный препарат с иной дозировкой.
Таким образом, описание объекта закупки, выразившееся в установлении требований к дозировке лекарственного препарата без возможности поставки препарата с МНН Цефоперазон+Сульбактам с другой дозировкой, не носит объективный характер, указывает на возможность поставки товара единственного производителя товара, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы учреждения о возможности участников подать заявки на поставку препарата МНН Цефоперазон+Сульбактам с иной дозировкой по аукциону N 0869200000216002412, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанность заказчика и уполномоченного учреждения по объективному описанию объекта закупки при проведении данного аукциона.
Довод представителей учреждения о необходимости поставки препарата в указанной дозировке в связи с тем, что препарат подлежит применению в хирургических и реанимационных отделениях, не может быть принят во внимание, поскольку не представлены документы, свидетельствующие о том, что приобретается данный препарат исключительно для реанимационных отделений. Пояснения заказчиков также опровергают указанный довод. Кроме того, препараты с иной дозировкой также могут быть использованы в реанимационных отделениях, что подтверждается инструкцией к применению лекарственных препаратов.
Довод представителей уполномоченного учреждения о возможности участниками закупки предложить любой лекарственный препарат, соответствующий требованиям заказчиков и признание аукционной комиссией, в таком случае, заявки участника, предложившего товар в дозировке, аналогичной (при пересчете) 1,5 г+ 1,5 г, не может быть принят антимонопольным органом по следующим основаниям.
Требования к товару должны содержаться в описании объекта закупки. Однако в данном случае требования документации к препарату (спецификация) не предусматривают возможность пересчета дозировки препарата, как при подаче заявки, так и при заключении и исполнении контракта.
Пункт 18 Информационной карты документации об электронном аукционе, на который ссылались представители уполномоченного учреждения, указывает на возможность пересчета количества товара при поставке товара с единицей измерения (шт. и т.п.) меньшей или большей, чем указано в спецификации (например, количество (таблеток, ампул, флаконов и т.п.).
Более того, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит указание, что товар, предлагаемый участником электронного аукциона должен соответствовать требованиям заказчика к международному непатентованному наименованию (МНН), лекарственной форме, дозировке, показаниям, количеству единиц в упаковке (в соответствии с приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки"), а также требованиям заказчика к остаточному сроку годности товара (в соответствии с п. 5 Информационной карты документации об аукционе).
К тому же, положения проекта контракта (спецификация) не содержат возможность поставки лекарственного препарата с иной дозировкой, следовательно, не позволяют заключить контракт на условиях документации об аукционе, как это предусмотрено частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На участие в торгах поступило 2 заявки. Обе заявки содержат предложение о поставке товара, соответствующего установленным в описании объекта закупки характеристикам, а именно лекарственного препарата с торговым наименованием "Сульмаграф" Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко.Лтд (Китай), дозировкой 1.5 г+1.5 г, что свидетельствует об однозначном понимании участниками закупки требований заказчика, без возможности поставки препарата с другой дозировкой.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного учреждения нарушения части пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчикам, уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2017 г. N 13-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2017