Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 января 2017 г. N 261-вп
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ИП Ефимова О.В. (далее - Заявитель)о нарушении МУЗ "Карталинская городская больница" (далее - Заказчик) законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку ламп для медицинских приборов (извещение N 0169300012316000876) в присутствии:
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности б/н от 12.01.2017(до объявления перерыва);
- представителя Уполномоченного органа, действующего на основании доверенности N 03 от 10.01.2017 (после объявления перерыва);
- в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.12.2016 поступило обращение Заявителя о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку ламп для медицинских приборов (извещение N 0169300012316000876).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 187 268 рубля 01 копейка.
По состоянию на 13.01.2016 контракт по результатам аукциона заключен по с ИП Загородным В.А. по цене 187 268 рублей 00 копеек.
Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что при обосновании НМЦК Заказчиком установлена необоснованно заниженная цена. По позициям N 1, 3, 4 в коммерческих предложениях, направленных Заказчику, указана цена за упаковку. По мнению Заявителя, поставщики, которым Заказчик направлял запросы, не обратили внимание на единицу измерения, в результате указав на самом деле стоимость 1 лампы, а не упаковки. Кроме того, коммерческие предложения не отображают полной и достоверной информации о товаре.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа на заседании комиссии с доводом обращения не согласились и пояснили, что при формировании НМЦК Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе. Во всех случаях, потенциальные поставщики указали цену именно за упаковку товара, в связи с чем, Заказчик использовал указанную информацию при обосновании НМЦК.
Представители Заявителя на заседание комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств не заявляли.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в товарах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет может быть признан незаключенным.
1.1. Вместе с тем, как видно из Приложения N 1 к документации об аукционе "Спецификация", Заказчик указал, что к поставке необходимо:
- по позиции N 1: 10 упаковок, при этом в упаковке должно содержаться не менее 6 ламп;
- по позиции N 3: 25 упаковок, при этом в упаковке должно содержаться не менее 6 ламп;
- по позиции N 3: 10 упаковок, при этом в упаковке должно содержаться не менее 2 ламп;
По позиции N 3 Технического задания необходимо поставить дезинфицирующие средства в количестве 50 флаконов объемом не менее 1 литра.
Заказчиком по указанным позициям установлено требование к минимальному количеству товара в упаковке и количеству упаковок. При этом данное требование сопровождается словами "не менее".
Вместе с тем, ввиду выпуска производителями товара в различных упаковках приоритетом для определения потребности заказчика является общее количество товара, которое требуется заказчику для удовлетворения нужд. Однако сведения об общем (максимальном) количестве товара в документации об аукционе по позициям N 1, 3, 4 Приложения N 1 "Спецификация" отсутствуют, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.2. Как видно из Приложения N 1 документации "Спецификация" по позициям N 1, 4, 7 Заказчиком определена максимальная (минимальная) мощность напряжения лампы с указанием слов "не менее" и "не более".
В позиции N 1 указано, что напряжение лампы должно составлять не более 103 В, то есть Заказчиком установлен диапазон напряжения лампы от 0 до 103 В.
В позиции N 7 установлено, что напряжение лампы должно составлять не более 59 В, иными словами установлен диапазон от 0 до 59 В.
То есть, участник закупки по данным позициям может предложить товар, напряжение которого равно 0 В, поскольку указанное значение соответствует диапазону напряжения, установленному Заказчиком. Однако, учитывая, что величина "напряжение" напрямую зависит от силы тока, следовательно, при напряжении равного 0 В, сила тока не будет соответствовать величине, установленной Заказчиком в Спецификации. Это значит, что лампа будет не работоспособна, а товар не будет удовлетворять потребности Заказчика.
По позиции N 4 напряжение лампы должно составлять не менее 60 В, следовательно, участник закупки может предложить товар с напряжением в диапазоне от 60 В до + , что также может привести к тому, что участником закупки будет предложен товар, напряжение которого будет намного больше необходимого, в результате чего лампа будет не работоспособна.
Таким образом, Заказчиком в документации об аукционе не определены конкретные значения диапазона напряжения лампы, которые будут соответствовать необходимым значениям силы тока и сопротивления, что ведет к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения также установлены в отношении определения Заказчиком длины ламп и диаметров колб лампы по позициями N 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9.
1.3. Как видно из Спецификации, Заказчик по позиции N 9 указал товарный знак в отношении приобретаемого товара, а именно: Philips TUV TL - D 15W SLV, ДБМ15 или аналог.
Подобное описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет, согласно которому при проведении закупки на поставку товара не допускается включение в описание объекта закупки товарных знаков или фирменных наименований.
1.4. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, требования, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, распространяются в том числе на проект контракта.
Условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 6.2. проекта контракта установлено, что поставщик гарантирует, что поставляемый товар имеет сертификаты.
Исходя из положений документации не представляется возможным установить, какие сертификаты должны быть представлены Поставщиком как подтверждение качества товара, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и может привести к ненадлежащему исполнению контракт.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Согласно данному перечню лампы для медицинских приборов не подлежат обязательной сертификации, следовательно, Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Поставщик должен представить сертификат.
1.5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Кроме того, единицы измерения времени определены в Общероссийском классификатор единиц измерения N ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 (далее - ОКЕИ). Согласно ОКЕИ сроки могут быть обозначены секундами, минутами, часами, сутками, неделями, декадами, месяцами, кварталами, полугодиями, годами, десятилетиями.
Как видно, из Спецификации Заказчиком по позиции N 1 указано, что срок службы при 50% отказов EM должен составлять не менее 8000. Вместе с тем, Заказчиком не определена единица измерения указанного показателя, что ведет к нарушению пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не носит объективный характер, а также не представляется возможным установить единицу измерения показателя в соответствии с действующими стандартами.
2. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, при даче разъяснения не должна изменяться суть документации.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что разъяснения являются частью документации, следовательно, подлежат размещению в ЕИС.
Вместе с тем, пунктом 2.1. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации), определено, что обоснование НМЦК, подлежащее размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
В адрес Заказчика 09.12.2016 поступил запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе, согласно которому Заявитель просил проверить обоснованием НМЦК и внести соответствующие изменения в документацию.
Заказчиком 09.12.2016 дан ответ на запрос, в котором указано, что расчет НМЦК сделан на основании представленных коммерческих предложений.
Заказчику 12.12.2016 направлен аналогичный запрос. В ответ на запрос Заказчик разместил в ЕИС коммерческие предложения, на основании которых произведен расчет НМЦК.
Указанные действия Заказчика ведут к нарушению пункта 2.1. Методических рекомендаций, поскольку размещение коммерческих предложений с указанием лица, представившим такую информацию, не допускается.
3. Не представляется возможным оценить довод Заявителя о том, что при обосновании НМЦК Заказчиком установлена необоснованно заниженная цена, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению финансового контроля при обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, комиссией Челябинского УФАС России принято решение о направлении обращения Заявителя, а также копии настоящего решения в Контрольно-счетной палаты Карталинского муниципального района, для осуществления проверки действий Заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта (исх. N 103/09 от 11.01.2017).
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 2.1. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2.Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения аукциона контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены комиссии |
Е.Б. Чернекова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 января 2017 г. N 261-вп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2017