Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 февраля 2017 г. N 12-17
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "18" января 2017 г. N 10-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления А.В. Федотова, в присутствии члена единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе Джанаева Р.С., в присутствии директора МБОУ "Зеленгинская СОШ" Казиева А.А., на основании обращения ОМВД России по Володарскому району (вх. N265 от 16.01.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика МБОУ "Зеленгинская средняя общеобразовательная школа имени кавалера трех орденов славы Н.В. Кашина" (416190, Астраханская обл, Зеленга с, ул. Садовая, 1) (далее - МБОУ "Зеленгинская СОШ"), уполномоченного органа Финансово-экономического управления Администрации МО "Володарский район" (416170, Астраханская обл, Володарский п, пл. Октябрьская, 2) (далее - ФЭУ Администрации МО "Володарский район") на предмет соблюдения МБОУ "Зеленгинская СОШ", ФЭУ Администрации МО "Володарский район" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ" в с. Зеленга Володарского района Астраханской области (реестровый номер 0325300022415000626), а также заключения МБОУ "Зеленгинская СОШ" договора подряда N3 от 29.03.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договора подряда N1 от 24.06.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договора подряда N1 от 19.08.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договора подряда N1 от 21.11.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
07.12.2015 уполномоченный орган Финансово-экономическое управление Администрации МО "Володарский район" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) разместило извещение N 0325300022415000626 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ" в с. Зеленга Володарского района Астраханской области и документацию о нем.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2015, на участие в аукционе было подано шестнадцать заявок под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. При этом все податели заявок были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 21.12.2015 победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Бегежанова Альбина Сериковна, заявка которой была зарегистрирована под N4.
Однако, участник закупки, заявка которого зарегистрирована под N4, не должен был быть допущен единой комиссией уполномоченного органа Финансово-экономического управления Администрации МО "Володарский район" к участию в аукционе по следующим основаниям.
Пунктом 3.11.1 аукционной документации установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Указанное положение аукционной документации согласуется с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Заявка N 4 не содержала всех необходимых в силу требований документации об аукционе и Закона о контрактной системе сведений.
Заявка N4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 16 ведомости ресурсов технического задания аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, I сорта". |
Позиция 16 заявки "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, I сорта". |
Согласно пп. б п. 3.11.1 аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В данном случае участником закупки не указан конкретный показатель толщины доски. |
Позиция 17 ведомости ресурсов технического задания аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта". |
Позиция 17 заявки "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта". |
Согласно пп. б п. 3.11.1 аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В данном случае участником закупки не указан конкретный показатель толщины доски. |
Таким образом, у единой комиссии уполномоченного органа Финансово-экономического управления Администрации МО "Володарский район" отсутствовали основания для принятия решения о допуске к участию в аукционе участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N4.
В этой связи принятие такого решения нарушает часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Также Инспекция считает необходимом отметить следующее.
11.01.2016 МБОУ "Зеленгинская СОШ" с победителем вышеуказанного аукциона ИП Бегежановой А.С. был заключен муниципальный контракт N0325300022415000626-0126806-01 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ" в с. Зеленга Володарского района Астраханской области.
Согласно п. 2.1. вышеуказанного контракта срок выполнения работ: начальный срок выполнения работ по Контракту - первый рабочий день с даты заключения Контракта; конечный срок выполнения работ - 60 календарных дней с момента заключения контракта.
При проведении проверки МБОУ "Зеленгинская СОШ" не представило в адрес Управления доказательств исполнения данного контракта, при этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта МБОУ "Зеленгинская СОШ" не принималось, данный контракт сторонами по решению сторон и в судебном порядке не расторгался.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией также было установлено следующее.
МБОУ "Зеленгинская СОШ" (далее также - Заказчик) с ИП Бегежановой А.С. заключались следующие договоры: договор подряда N3 от 29.03.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договор подряда N1 от 24.06.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договор подряда N1 от 19.08.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ", договор подряда N1 от 21.11.2016 на выполнение работ по ремонту кровли в здании МБОУ "Зеленгинская СОШ".
Распоряжениями Администрации МО "Володарский район" Астраханской области N705-р от 09.09.2016, N754-р от 27.09.2016, N974-р от 30.11.2016 МБОУ "Зеленгинская СОШ" на основании вышеуказанных договоров обязано перечислить на счет ИП Бегежановой А.С. денежные средства в размере 1 266 017,00 рублей.
Согласно платежным поручениям, представленным МБОУ "Зеленгинская СОШ", на основании вышеуказанных распоряжений МБОУ "Зеленгинская СОШ" перечислила на счет ИП Бегежановой А.С. денежные средства в размере 1 009 849,20 рублей.
При этом в вышеуказанных распоряжениях указывался следующий источник финансирования: код администратора 300, раздел и подраздел 0709, целевая статья 0150001051, вид расхода 612.
В соответствии со Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд ( Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работы, в том числе от имени Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный контракт - договор, заключенный муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Строительные работы по ремонту кровель (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43 "Работы строительные специализированные") включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Основания для заключения Заказчиком вышеуказанных договоров на основании ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе отсутствуют.
Вышеуказанные договоры были заключены МБОУ "Зеленгинская СОШ" с ИП Бегежановой А.С. без применения конкурентных способов определения подрядчика и в отсутствие оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заключение вышеуказанных договоров без применения конкурентных способов определения подрядчика при наличии императивной нормы, устанавливающей конкретный способ определения поставщика при осуществлении муниципальной закупки на выполнение работ, противоречит принципам, на которых базируются общественные отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, ограничивает доступ всех желающих претендентов к участию в конкретной закупке, а также свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика МБОУ "Зеленгинская СОШ" нарушившим ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать единую комиссию уполномоченного органа Финансово-экономического управления Администрации МО "Володарский район" нарушившим ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица муниципального заказчика МБОУ "Зеленгинская СОШ".
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 февраля 2017 г. N 12-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2017