Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 января 2017 г. N ГЗ-42/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей:
Заявитель:
ООО "Медипал-Онко"
- Мугалимов Артур Дарвинович (доверенность).
Уполномоченный орган:
Министерство экономического развития РБ
- Ахманова Диана Фанилевна (доверенность).
Заказчик:
ГКУ УМТО МЗ РБ
- Нухов Руслан Абузарович (доверенность);
- Ибатуллин Роберт Альбертович (доверенность);
- Идрисова Лариса Арсентьевна (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес, Управление ФАС России по Республики Башкортостан 24.01.2017 г. поступила жалоба, от ООО "Медипал-Онко" (далее - Заявитель) (вх. N852), на действия заказчика, в лице ГКУ УМТО МЗ РБ (далее - Заказчик), при определении поставщика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) N 0101200009516005052, "Электронный аукцион [g061048285/6479g] на право заключения государственного контракта на закупку лекарственных препаратов (Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс) для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан.".
Заявитель считает что, заказчик, в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установил в описании объекта закупки требования, которые ограничивают количество участников закупки, создают преимущество участникам, предлагающим к поставке лекарственный препарат "Диспорт" и не позволяют принять участие в закупке потенциальным участникам, предлагающим к поставке эквивалентные товары.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, представителем уполномоченного органа была представлена информация по ЭА.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, что отразил в отзыве на жалобу, в котором указал, что указанные выше требования не ограничивают участников.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, доказательства, выслушав представителей сторон участвующих в деле и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила следующее:
17.11.2016 г. Уполномоченным органом в ЕИС размещен ЭА, предметом которого, являлась поставка лекарственных препаратов (Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс), начальная (максимальная) цена контракта составляла - 5 539 866,50 рублей.
Описание объекта закупки описано в Разделе 1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание) документации, в виде таблицы:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Единица измерения |
Количество ЕД |
1 |
Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс |
лиофилизат для приготовления раствора для инъекций |
100 ЕД или 200 ЕД или 300 ЕД или 500 ЕД |
ЕД |
Не менее 175 000 |
В соответствии с данной таблицей, Заказчиком указаны единицы измерения применяемые в фармакологии ЕД - Единица действия и количество ЕД - не менее 175 000.
Представителем заказчика на заседание комиссии представлена выписка из плана-графика, которая определяла потребность заказчика в размере 350 упаковок указанного в предмете закупки препарата.
Также представителями заказчика была представлена следующая сравнительная таблица с расчетом дозировки, количества упаковок лекарственных препаратов, которые должен поставить участник закупки в рамках технического задания, что бы ему соответствовать:
Ботокс - дозировка 100 ЕД; предельная цена без НДС - 11 905,06; количество упаковок 1750; сумма 20 833 855,00.
Ботокс - дозировка 200 ЕД; предельная цена без НДС - 23 810,12; количество упаковок 875; сумма 20 833 855,00.
Диспорт - дозировка 300 ЕД; предельная цена без НДС - 10 900,00; количество упаковок 584; сумма 6 365 600,00.
Диспорт - дозировка 500 ЕД; предельная цена без НДС - 14 389,26; количество упаковок 350; сумма 5 036 241,00.
Релатокс - дозировка 100 ЕД; предельная цена без НДС - 12 446,09; количество упаковок 1750; сумма 21 780 657,50.
Релатокс - дозировка 100 ЕД; предельная цена без НДС - 11 797,24; количество упаковок 1750; сумма 20 645 170,00.
То есть, для того, что бы представить товар в рамках указанного технического задания с учетом требуемого количества в ЕД - единицах действия 175 000 ЕД, конечная сумма у указанных торговых наименований, будет сильно различаться.
Кроме того, при анализе инструкций по применению указанных лекарственных препаратов, было установлено, что при назначении данных препаратов следует учитывать, что единица действия (ЕД) препарата являются специфическими и не могут сравниваться с таковыми у других препаратов, содержащих ботулинический токсин.
То есть, дозировка ЕД (единицы действия) различных препаратов не являются одинаковой по отношении друг к другу 500 ЕД "Ботокс" не равно 500 ЕД "Диспорт", вместе с тем, действующее вещество у каждого из препаратов одно и то же это Ботулинический токсин А-гемагглютинин комплекс.
Вместе с тем, с учетом того, что в официальных инструкциях к препаратам указано, что пересчет ЕД и/или сравнение ЕД различных Ботулинических токсинов типа А недопустимо, заказчиком в документации указано следующее: "участник закупки вправе предложить товар, предусматривающий меньший объем фасовки с пропорциональным кратным увеличением общего количества потребительских упаковок" что является заведомо невыполнимым, учитывая недопустимость пересчета ЕД Ботулинических токсинов типа А.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, указав в техническом задании количество дозировок в "ЕД", с учетом того, что различные препараты имеют различную дозировку ЕД Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что заказчик указав данное обозначение количества требуемого препарата фактически пересчитал ЕД лекарственных препаратов в техническом задании, уравнял ЕД каждого препарата и тем самым ограничил участие в закупки тем участникам закупки предлагающим к поставке лекарственные препараты Релатокс и Ботокс, создав ценовое преимущество для участия в закупке лекарственного препарата Диспорт.
Таким образом, описание объекта закупки, составленное заказчиком, в части указания количества единиц измерения не менее 175 000 ЕД, является необъективным и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медипал-Онко" на действия заказчика, обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному органу, оператору ЭТП выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 января 2017 г. N ГЗ-42/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2017