Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2014 г. N 167/2014
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) Инспекцией Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщика для государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки - соответствие информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения закупок www.zakupki.gov.ru, требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Основанием для проведения проверки послужило обращение ООО "БиоСтатус" (далее - Заявитель, Общество) от 17.11.2014 N 592 (вх.: N8930 от 17.11.2014).
В результате внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Из обращения ООО "БиоСтатус" следует.
10 ноября 2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0328300006614000063 о проведении запроса котировок на осуществление закупки средств для проведения имунно-диагностических исследований для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3".
Однако, ознакомившись с Техническим заданием документации о проведении запроса котировок, Заявитель не стал принимать участие в указанном запросе котировок в связи с существенными нарушениями заказчиком законодательства РФ, а именно:
- в п. 1 приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок в Техническом задании на закупку средств для проведения имунно-диагностических исследований установлено требование - "набор реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg. Характеристика: чувствительность 0,05 нг/мл".
Заявитель считает, что запрос наборов с конкретным значением чувствительности ставит под сомнение объективность оценки, т.к. существуют наборы с более низкой и более высокой чувствительностью.
В п. 1 технического задания в значениях показателей товара установлены требования: "сохранность иммуносорбента между операциями временем не ограничена", между тем, в п. 2 технического задания в значениях показателей товара установлено требование: "сохранность иммуносорбента между операциями более 10 мин".
В п. 1 технического задания в значениях показателей товара установлены требования: "Стабильность рабочего раствора ТМБ при температуре 25 °С 3 ч.".
Заявитель считает, что данные требования ставят под сомнение объективность оценки, следовательно, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в документации о проведении запроса котировок определены незаконные требования к участникам запроса котировок. Так, согласно документации запроса котировок, участнику запроса котировок необходимо предоставить в составе котировочной заявки: "копии документов, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок - копия регистрационного удостоверения, копия декларации (или сертификата) соответствия".
Заявитель считает, что при подготовке документации Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33, ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В своем отзыве Заказчик заявил следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация содержит требования, установленные заказчиком к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ и услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик поясняет, что согласно с указанными выше правилами описания объекта закупки, а также с учетом многолетнего опыта работы с наборами реагентов различных производителей и потребностей Заказчика сформулированы требования к поставляемой продукции, в том числе указаны требования к набору реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg характеристика "чувствительность 0,05 нг/мл", данный набор имеет высокую специфичность, это приводит к получению более точных результатов и экономии рабочего времени лаборатории. А также, тест-системы с чувствительностью 0,05 нг/мл имеется в наборах различных производителей, например: ЗАО "Эколаб", ЗАО "Вектор-Бест", НПО "Диагностические системы", ЗАО "МБС".
В п. 1 технического задания в значениях показателей товара установлены требования: "сохранность иммуносорбента между операциями временем не ограничена" и в п. 2 технического задания в значениях показателей товара установлено требование: "сохранность иммуносорбента между операциями более 10 мин". Данные требования вызвано тем, что в процессе проведения исследования могут возникнуть интервалы между операциями больше 10 минут. Какие либо требования к высыханию иммуносорбента в данной аукционной документации отсутствуют.
По п. 1 технического задания данное установленное требование позволяет провести полностью методику при температуре в помещении, включая 25 °С 3 ч. Согласно имеющимся у заказчика сведениям данное условие - "Стабильность рабочего раствора ТМБ при температуре 25 °С 3 ч." имеется в наборах различных производителей, например: ЗАО "Эколаб", ЗАО "Вектор-Бест".
В Извещении о проведении запроса котировок в разделе Требования к участнику закупки Заказчик установил требования - "Копии документов, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленных ст.31 Федерального закона N44-ФЗ":
- предоставление копии регистрационного удостоверения (приказ МЗ и СР N 735 от 30.10.2006 г.);
- предоставление копии декларации (или сертификата) соответствия (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982).
В отношении обращающихся на территории РФ медицинских изделий к рассматриваемым требованиям относится, в частности, наличие государственной регистрации, осуществляемой в определенном порядке. Документом, который подтверждает такую регистрацию медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, Заказчик считает, что вправе предусмотреть данное требование в составе заявки, т.е. должна быть представлена копия регистрационного удостоверенияна медицинское изделие (оборудование).
Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок, изучив представленные документы, пришла к следующим выводам.
В Извещении о проведении запроса котировок в разделе Требования к участнику закупки Заказчик установил требования - "Копии документов, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленных ст.31 Федерального закона N44-ФЗ":
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющимся объектом закупки:
- предоставление копии регистрационного удостоверения (приказ МЗ и СР N 735 от 30.10.2006 г.);
- предоставление копии декларации (или сертификата) соответствия (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982);
2) правомочность участника закупки заключать контракт (документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель):
- копия решения о назначении или об избрании на должность руководителя (протокол) либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности.
В соответствии со ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
2. К извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
3. Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
4. Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
В Извещении о проведении запроса котировок в разделе Требования к участнику закупки Заказчик установил требование - правомочность участника закупки заключать контракт (документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель):
- копия решения о назначении или об избрании на должность руководителя (протокол) либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности.
Данное требование, установленное п.2 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, было отменено Федеральным законом от 04.06.2014 N140-ФЗ.
Извещение о проведении запроса котировок на осуществление закупки средств для проведения имунно-диагностических исследований для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3" утверждено 24.10.2014 г., после вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 N140-ФЗ.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, наличие в извещении требования о правомочности участника закупки заключать контракт является нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчиком были не в полной мере исполнены требования части 1 п.1 ст. 31, ч. 4 ст. 73, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, во избежание возможных нарушений законодательства, обращаем внимание Заказчика на необходимость включения в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В силу пунктов 2,3 Правил размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или её значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктами 6-8 Правил установлен порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В проекте гражданско-правового договора бюджетного учреждения на осуществление закупки средств для проведения имунно-диагностических исследований для нужд ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N3", Заказчиком не предусмотрено, что размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а также не установлен порядок расчета пени, в соответствии с пунктами 6-8 Правил.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N3" нарушившим требования части 1 п.1 ст. 31, ч. 4 ст. 73, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N3" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководитель Инспекции: |
|
<_> |
Члены инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Настоящее решение составлено в трех экземплярах, один из которых направляется заказчику, второй экземпляр направляется заявителю, третий экземпляр хранится в материалах контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2014 г. N 167/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2014