Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 декабря 2014 г. N 168/2014
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) Инспекцией Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщика для государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки - соответствие информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения закупок www.zakupki.gov.ru, требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Основанием для проведения проверки послужило обращение Индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель) от 19.11.2014 (вх.: N8971 от 19.11.2014 г).
В результате внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Из обращения ИП <_> следует, 06 ноября 2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была опубликована документация на проведение открытого аукциона в электронной форме извещение N 0128200000114009479 на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении временного проживания на 30 человек и одноразового питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении ночного пребывания на 20 человек.
Однако, ознакомившись с документацией, Заявитель обнаружил несоответствие ее положение с требованиями законодательства в сфере закупок, а именно:
- в п. 4 приложения N 3 к информационной карте установлены требования: "наличие собственных автотранспортных средств по доставке горячего питания, собственных площадей и помещений для приготовления пищи или помещений, находящихся в долгосрочной аренде на срок до 01.02.2016 г., опыт деятельности в сфере приготовления общественного питания и оказания услуг не менее 3 (трех) лет. Расположение места приготовления общественного питания в радиусе - не более 7 км".
Заявитель считает, что установка данных требований в документации допустима только при определении Поставщика, Подрядчика, Исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием, что подтверждается Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Заявитель считает, что документация на проведение открытого аукциона в электронной форме извещение N 0128200000114009479 на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении временного проживания на 30 человек и одноразового питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении ночного пребывания на 20 человек, не соответствует требованиям законодательства и влечет ограничение количества участников электронного аукциона.
В своем отзыве Заказчик заявил следующее.
06 ноября 2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была опубликована документация на проведение открытого аукциона в электронной форме извещение N 0128200000114009479 на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении временного проживания на 30 человек и одноразового питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении ночного пребывания на 20 человек.
Перед началом составления документации об электронном аукционе на оказание вышеуказанных услуг, Заказчиком была проведена предварительная работа по выявлению информации об исполнителях, которые в состоянии оказывать данную услугу, в частности были получены коммерческие предложения от трех исполнителей - Муниципального унитарного предприятия "Комбинат питания Школьный", ООО "Торговый центр Новинка", МУП "Комбинат питания Сунгирь" (копии прилагаются).
На основании собранной и полученной информации, Заказчик разработал и составил техническое задание на оказание данного вида услуг. В частности, в п. 4 технического задания указано, что качество продуктов должно соответствовать ГОСТ Р50763-95, ГОСТ З50762-95, ГОСТ Р50935-96, ГОСТ Р50764-95, а также соответствовать месту нахождения Заказчика должно быть горячим и его доставка к месту предоставления услуг осуществляется четыре раза в день: завтрак в 8-30; обед в 12-30; полдник в 15-00; ужин в 17-00, Заказчик установил обязательное требование о наличии собственных автотранспортных средств по доставке горячего питания и расположение места приготовления общественного питания в радиусе не менее 7 км.
Тем самым, Заказчик полагает, что в том случае, если автотранспортные средства по доставке горячего питания будут арендованы исполнителем, и место приготовления горячего питания будет расположено далее 7 км., то клиенты Заказчика не смогут получить качественное и своевременное ежедневное горячее четырехразовое питание (срок хранения горячих первых и вторых блюд в термосах не должен превышать трех часов, включая время их транспортирования) тем самым соответствовать правилам и нормативам Сан Пин 2.3.6.1079-01. Кроме того Федеральным законом N29 от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п.4 ст. 19 и Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" предусмотрено, что на лицо, осуществляющее доставку, погрузку и разгрузку питания до местонахождения Заказчика необходимо наличие медицинской книжки.
Указание в техническом задании обязательного требования о наличии собственных площадей и помещений для приготовления пищи или помещений, находящихся в долгосрочной аренде на срок до 01.02.2016 г., а также опыта деятельности в сфере приготовления общественного питания и оказания услуг не менее трех лет, Заказчик аргументировал тем, что по результатам исполнения государственного контракта за 2012 год, заключенного по итогам открытого аукциона в электронной форме было вынесено судебное решение арбитражным судом Владимирской области в связи с тем, что ненадлежащим образом выполнялись обязательства по контракту. То есть, у Общества помещения для приготовления пищи находились в аренде на территории арендодателя, который в свою очередь расторг договор об аренде, тем самым лишив клиентов Заказчика в приеме горячей пищи. (копии прилагаются)
А также, по итогам открытого аукциона в электронной форме в 2013 году, победитель аналогичного аукциона оказался перекупщик, при этом не имея складских и производственных площадей. (копии прилагаются).
Поэтому Заказчик полагает, что для того, чтобы обеспечить должное качество поставляемых продуктов питания и горячей пищи для нужд учреждения (п. 6 технического задания "качество продуктов должно соответствовать ГОСТ Р50763-95, ГОСТ З50762-95, ГОСТ Р50935-96, ГОСТ Р50764-95, соответствии правилам и нормативам СанПиН 2.3.6.1079-01), наличие сертификатов на продукты питания;
- экологические требования в соответствии с СаНПиН 2.1.3.2630-10
- соблюдение условий, сроков хранения скоропортящихся продуктов;
- соблюдение правил приема сырья и требований к кулинарной обработке пищевых продуктов, необходимы следующие условия: наличие собственных площадей и помещений для приготовления пищи или помещений, находящихся в долгосрочной аренде на срок до 01.02.2016 г., а также опыта деятельности в сфере приготовления общественного питания и оказания услуг не менее трех лет.
Таким образом, данные требования указываются Заказчиком в техническом задании с целью предупредить участников закупки об особенностях объекта, которые могут повлиять на процесс исполнения государственного контракта и соответственно на качественное выполнение государственного задания.
Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок, изучив представленные документы, пришла к следующим выводам.
В приложении N3 к информационной карте в Таблице "Требования к оказанию услуг" в п. 4 Заказчик установил требования к качеству оказываемых услуг: "Наличие собственных автотранспортных средств по доставке горячего питания, собственных площадей и помещений для приготовления пищи или помещений, находящихся в долгосрочной аренде на срок до 01.02.2016 г., опыт деятельности в сфере приготовления общественного питания и оказания услуг не менее 3 (трех) лет. Расположение места приготовления общественного питания в радиусе - не более 7 км."
Согласно ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки Заказчик вправе устанавливать единые требования к участникам закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
А также, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Установленные Заказчиком в приложении N3 к информационной карте в Таблице "Требования к оказанию услуг" в п. 4 требования к качеству оказываемых услуг: "Наличие собственных автотранспортных средств по доставке горячего питания, собственных площадей и помещений для приготовления пищи или помещений, находящихся в долгосрочной аренде на срок до 01.02.2016 г., опыт деятельности в сфере приготовления общественного питания и оказания услуг не менее 3 (трех) лет. Расположение места приготовления общественного питания в радиусе - не более 7 км.", является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчиком были не в полной мере исполнены требования части ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ввиду того, что 05.12.2014 г. между государственным казенным учреждением социального обслуживания Владимирской области "Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий" и Муниципальным унитарным предприятием города Владимира "Комбинат питания "Школьный" заключен государственный контракт на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении временного проживания на 30 человек и одноразового питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении ночного пребывания на 20 человек для нужд государственного казенного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий" Инспекция Владимирского УФАС России решила не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, во избежание возможных нарушений законодательства, обращаем внимание Заказчика на необходимость включения в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В силу пунктов 2,3 Правил размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или её значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктами 6-8 Правил установлен порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области "Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий" нарушившим требования части 3 ст. 33, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. В силу того, что между государственным казенным учреждением социального обслуживания Владимирской области "Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий" и Муниципальным унитарным предприятием города Владимира "Комбинат питания "Школьный" заключен государственный контракт на оказание услуг по организации четырехразового горячего питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении временного проживания на 30 человек и одноразового питания по ежедневным заявкам для контингента обслуживаемых в отделении ночного пребывания на 20 человек для нужд государственного казенного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководитель Инспекции: |
|
<_> |
Члены инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Настоящее решение составлено в трех экземплярах, один из которых направляется заказчику, второй экземпляр направляется заявителю, третий экземпляр хранится в материалах контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 декабря 2014 г. N 168/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2014