Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 1660-С/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев представленные Межрайонной ИФНС России N 19 по Челябинской области (далее - Заказчик) сведения о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по управлению эксплуатацией и содержанием административных зданий (нежилого фонда) Межрайонной ИФНС России N 19 по Челябинской области (извещение N 0169100001514000018) (далее - Аукцион), и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в ноябре-декабре 2014 года проводил Аукцион, извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.11.2014.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 03.12.2014 N0169100001514000018-2 заявка ООО "СтройГрад" признана решением аукционной комиссии соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлена информация о том, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, поскольку объект рассматриваемой закупки и его описание не относятся только к техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, а включают в себя в том числе управление эксплуатацией нежилых помещений Заказчика, услуги по уборке таких помещений и т.д.
2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, тогда как Техническим заданием документации об Аукционе установлено требование о проведении монтажных и пусконаладочных работ пожарной сигнализации.
3. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа к участию в торгах, ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Таким образом, из диспозиций частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что изложенные в них требования распространяются и на отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действительно, формирование лотов, а также определение их содержания с обязательным указанием соответствующих условий выполнения работ, оказания услуг является правом заказчика. При этом допускается возможность включения в один лот работ и услуг технологически и функционально взаимосвязанных между собой.
Вместе с тем, формирование в один лот тех или иных работ не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов в целях формирования рыночной цены контракта.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в Аукционе.
3.1. Согласно документации об Аукционе Заказчику требуется оказание услуг на различных объектах, расположенных в различных муниципальных образованиях, а именно: Чесменский район, с. Чесма, Варненский район, с. Варна, Нагайбагский район, с. Фершампенуаз, г. Карталы, п. Бреды.
Вместе с тем, оказание услуг на каждом из объектов технологически и функционально не связано с оказанием указанных услуг на иных объектах, поскольку здания расположены в различных муниципальных образованиях.
С учетом изложенного, объединение в один лот оказания услуг и выполнения работ на различных объектах противоречит части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению устранению конкуренции при проведении торгов ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в торгах, в том числе по причине недостаточности трудовых или финансовых ресурсов, невозможности обеспечения оказания указанных услуг в различных зданиях, расположенных на всей территории Челябинской области.
3.2. Согласно документации об Аукционе Заказчику требуется выполнение различных работ и услуг в отношении принадлежащих ему зданий. Например,
-комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание инженерных систем, оборудования, помещений и строительных конструкций, включая замену расходных материалов;
-проведение ежегодного аудита технического состояния инженерных систем с целью разработки мероприятий, направленных на снижение эксплуатационных издержек, увеличение срока службы действующих инженерных систем и оборудования, а также повышение качества обслуживания здания;
-проведение ежегодного обследования, плановых и внеплановых осмотров с подготовкой нормативно обоснованных предложений планового ремонта инженерных систем, помещений и прилегающей территории;
-ведение эксплуатационной и технической документации (журнал регистрации работ на техническое обслуживание и предупредительно-плановый ремонт, паспорта на системы, схемы, кроссировочные журналы и пр.);
-представление интересов Заказчика в городских энерго-, водоснабжающих организациях, узлах связи и других (при необходимости);
-проведение планового и внепланового регламентного и профилактического обслуживания инженерных систем, оборудования;
- подготовка систем и оборудования к сезонным режимам эксплуатации;
- локализация аварийных ситуаций на инженерных системах и оборудовании;
- мелкий ремонт с заменой расходных материалов и вышедших из строя и неподлежащих ремонту или восстановлению запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, блоков, плат, деталей и т.п.;
- иные сопутствующие выполнению установленного объема и перечня работы и услуги по эксплуатации инженерных систем и оборудования;
- комплексная уборка офисных помещений, лестниц, коридоров, вестибюлей, технических и других помещений, уборка и дезинфекция туалетов включая расходные материалы;
- уборка и благоустройство прилегающей территории и автостоянки, уборка прилегающих тротуаров;
- вывоз и утилизация мусора, снега, бытовых и других отходов по необходимости;
- мойка окон, дезинсекция, дератизация, ведение (оформление) санитарного паспорта.
Согласно положениям документации об Аукционе к моменту начала оказания услуг Исполнитель должен отвечать следующим требованиям и/или у Исполнителя должны быть заключены договоры с иными юридическими лицами, которые отвечают следующим требованиям:
Наличие у Исполнителя (иного юридического лица, с которым Исполнитель заключил договор) ниже перечисленных разрешительных и организационно-технических документов:
1) лицензии на разрешение деятельности по тушению пожаров (в соответствии со ст.12 п.14,15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров");
2) лицензии на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (обязательное) (Постановление Правительства РФ от N1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";
3) лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" и с п. 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением правительства от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Вместе с тем, деятельность по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения технологически и функционально не связана с деятельностью по обслуживанию электрических систем, систем охранной и пожарной сигнализации, указанные виды деятельности также технологически и функционально не связаны с деятельностью по уборке помещений и благоустройству территорий, вывозом мусора, а также как и с деятельностью по дератизации и дезинсекции, деятельностью по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте Указанные виды деятельности выполняются с различной периодичностью, различными специалистами.
Более того для выполнения указанных работ у исполнителей должны быть различные виды разрешений (лицензий): лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Объединение в один лот услуг различных по функциональным, техническим характеристикам требует от потенциальных участников Аукциона наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, что может привести к отказу хозяйствующих субъектов от участия в торгах.
С учетом изложенного, объединение при проведении Аукциона в один лот функционально и технологически не связанных видов услуг, может привести к ограничению количества участников закупки, что запрещено частями 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В результате нарушений, допущенных при формировании лота, начальная цена контракта составила 2938707,83 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта 587741,57 рублей. Участие в Аукционе приняло 3 участника, при этом 2 участникам отказано в участии в Аукционе.
При направлении согласия на заключения контракта ООО "СтройГрад" (письмо исх. N 17.14 от 05.12.2014) не снизил цену контракта.
Вместе с тем, целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для Заказчика цене.
4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствует информации о классе опасности мусора, подлежащего утилизации в соответствии с требованиями Заказчика, что может привести к допуску участника закупки к участию в Аукционе не имеющего право осуществлять деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
5. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствует информации о периодичности осуществлении планово-предупредительного ремонта и планово-предупредительного обслуживания, а, следовательно, отсутствуют показатели, позволяющие определить потребность Заказчика и условия исполнения контракта.
6. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе (пункт 1.5) неправомерно установлены требования при описании объекта закупки к персоналу Исполнителя о наличии профессиональных сертификатов, удостоверений, допусков к работам, сертификация производителями оборудования, которое эксплуатируется в здании.
7. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не определен перечень документов, подлежащих представлению во второй части заявки на участие в Аукционе с целью подтверждения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации (перечень лицензий, свидетельств СРО, аттестатов и т.д.).
8. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в разделе 5 документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе декларации о принадлежности участников закупки к субъектам малого предпринимательства, тогда как извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе не содержат сведения о том, что закупка осуществлялась для субъектов малого предпринимательства.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, статьей 99 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Межрайонной ИФНС России N 19 по Челябинской области в согласовании заключения контракта на оказание услуг по управлению эксплуатацией и содержанием административных зданий (нежилого фонда) Межрайонной ИФНС России N 19 по Челябинской области (извещение N 0169100001514000018) с ООО "СтройГрад".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктом 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пунктов 2,3,7 части 5 статьи 66, частей 2,3 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председателя Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии П.А. Ушакова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 1660-С/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2014