Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 2 декабря 2014 г. N 725А-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Адигюзелова К.А. - Зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедзагирова М.Х. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Демина Павла Викторовича (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Агентство энергосбережения" (далее - Заказчик) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
25.11.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0803200014514000003 на выполнение работ по замене существующих осветительных приборов наружного освещения в муниципальном образовании города Махачкала Руспублики Дагестан на энергосберегающие источники света -светодиодные светильники (далее - Аукцион).
В жалобе указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности на следующие нарушения:
- в контракте отсутствует конечный срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
- имеются разночтения между аукционной документацией и проектом контракта в части срока действия банковской гарантии;
- в контракте отсутствует указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
- в контракте не указана фиксированная сумма штрафа за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
- в контракте не указана фиксированная сумма штрафа за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
- в техническом задании аукционной документации заказчик устанавливает требования к недействующим ГОСТам;
- пункт 20.3 аукционной документации не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
21.10.2014 Заказчиком на Официальном сайте и электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 222 172 400 рублей.
1. Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе пункт 10.5 проекта контракта содержит следующее: "В случае если в качестве формы обеспечения исполнения Контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения Контракта возвращается Исполнителю не ранее 30 (тридцати) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Заказчиком на основании письменного требования Исполнителя на банковский счет, указанный в Контракте". Указанное положение проекта контракта, не позволяет участникам закупки однозначно определить срок, по истечении которого будет осуществлен возврат денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку условие "не ранее 30 (тридцати) календарных дней" по мнению Комиссии, не гарантирует участникам закупки, что денежные средства будут возвращены по истечение 30 (тридцати) календарных дней.
Таким образом, в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракте отсутствует определенный срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с требованиями п. 16.2 аукционной документации срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Вместе с тем, в п. 10.5 проекта контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на два месяца.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе отсутствует определенный срок действия банковской гарантии.
3. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В нарушение вышеуказанной нормы в контракте отсутствует указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
4. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанной нормы контракт не содержит указание на размер штрафа заказчика определяемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанной нормы контракт не содержит указание на размер штрафа поставщика определяемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническое задание аукционной документации содержит требования о соответствии применяемых материалов требованиям ГОСТов и, в частности, устанавливает соответствие материалов требованиям следующих ГОСТов: 17677 "Светильники. Общие технические условия", 8045 "Светильники для наружного освещения. Общие технические условия", ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 "Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний". Комиссией установлено, что данные ГОСТы устарели и являются недействующими.
Таким образом, указав в аукционной документации требование о соответствии применяемых при выполнении работ материалов ГОСТам утратившим силу, Заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о размещении заказов
7. Пункт 20.3 аукционной документации содержит следующее: "Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе продлевается таким образом, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок будет составлять не менее чем семь дней".
Согласно ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, пункт 20.3 аукционной документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, то срок подачи заявок при внесении изменений в документацию подлежит продлению на срок не менее чем на пятнадцать дней.
8. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Дагестанского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
8.1. Комиссией установлено, что документация об Аукционе в нарушение п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не содержит сведений о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дате проведения Аукциона.
В соответствии п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
8.2. Заказчиком в аукционной документации установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 21.10.2014 г. по 13.11.2014 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В согласно с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещением о проведении электронного аукциона датой окончания срока подачи заявок установлена - 10.11.2014 21:30. Исходя из требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе должны предоставляться по запросам, поступившим в период с 21.10.2014 г. по 07.11.2014 г.
Таким образом, Заказчиком установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе не в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
8.3. Заказчиком в п/п 2 п. 8.1 аукционной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованию о правомочности заключать контракт.
При этом возможность установления такого требования не предусмотрена ст. 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
8.4. Подпунктом 1 пункта 9.5 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
Содержание вышеуказанного пункта не соответствует требованиям п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которому вторая часть заявки должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона только при его наличии у указанных лиц.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит требования к составу второй части заявки не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2, 5, 8 и 27 ст. 34, п.п. 2, 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Решением Дагестанского УФАС России N 657А-2014 от 17.11.2014 Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности лица, допустившего административные правонарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.А. Адигюзелов
А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
М.Х. Магомедзагиров
Исп.: Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 2 декабря 2014 г. N 725А-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2014