Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 декабря 2014 г. N 07-181-14
резолютивная часть решения объявлена 03.12.2014 г.
в полном объеме решение изготовлено 08.12.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЭвитаЛюкс" (далее - ООО "ЭвитаЛюкс", заявитель) представители не явились, надлежащим образом уведомлены от 02.12.2014 г. N07/5779;
от муниципального заказчика - МУ "Администрация с.п. Жемтала Черекского муниципального района КБР" (далее - заказчик) в лице ;
рассмотрев жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме N0304300029114000001 "Строительство автодорожного моста через р.Жемталинка в с.п.Жемтала Черекского района КБР", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР ООО "ЭвитаЛюкс" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме N0304300029114000001 "Строительство автодорожного моста через р.Жемталинка в с.п.Жемтала Черекского района КБР" (извещение о проведении электронного заказчика - 10.11.2014 г. 16:17 ч.). Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 35 882 349,00 рублей.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, которые ограничивают круг участников закупок, тем самым ущемляя права и законные интересы участников.
Так по мнению заявителя, в документации об аукционе установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в частности, "Опыт выполнения работ Подрядчик (субподрядная организация, выполняющая СМР) должен обладать подтверждённым опытом выполнения работ соответствующих профилю лота по виду, сумме, объёму работ, не менее 3 лет. Наличие положительных отзывов. Обязательно представить не менее 2 положительных отзывов на выполняемые аналогичные виды работ. Подрядчик должен иметь аккредитованную лабораторию по оценке качества работ или договора со сторонней аккредитованной лабораторией на выполнение услуг по оценке качества продукции. Подрядчик должен иметь службу геодезии или договора со специализированной организацией на выполнение услуг по геодезическим работам", тогда как соответствующее требование устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации при определенных случаях и для определенных субъектов.
Также в проекте муниципального контракта не установлены размеры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с письмами Министерства экономического развития России от 08.10.2014 г. и Федеральной антимонопольной службы России от 21.10.2014 г. NАЦ/42516/14 включение в проект контракта только ссылки на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г., не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
В пункте 1 таблицы N1 Технического требования установлено: Наличие свидетельства СРО обязательно. Осуществление функций Генерального Подрядчика В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. N 624 (с изменениями и дополнениями) иметь допуски к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В пункте 2 таблицы N1 Технического требования указано, что "При привлечении субподрядных организаций представить соглашения о готовности выполнить работы с приложением документов. Субподрядные организации должны иметь те же характеристики, что и основной участник аукциона.
Из вышеизложенного следует, что во второй части заявок участник закупки должен представить допуски к контрактным видам работ, а также свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО).
Таким образом, установление заказчиком в документации об аукционе требования о наличии участников закупок СРО, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует положением Градостроительного кодекса РФ и является нарушением пункта 2 части 6 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В документации об аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества такого аукциона.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определения поставщика; провести внеплановую проверку; обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования результатов торгов либо внесением изменений в документацию об аукционе; при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения в действиях должностных лиц заказчика, привлечь соответствующих должностных лиц к административной ответственности.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 2 и 3 декабря 2014 г., участник комиссии зачитал суть рассматриваемой жалобы.
Представитель заказчика пояснил, что нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при разработке и утверждении документации об аукционе, признает и допущены вследствие отсутствия практики проведения торгов и не знания требований Закона о контрактной системе и обязуется впредь не допускать подобных нарушений.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.11.2014 г. 16:17 ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http://www.sberbank-ast.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304300029114000001 "Строительство автодорожного моста через р.Жемталинка в с.п.Жемтала Черекского района КБР" (извещение о проведении электронного аукциона - 10.11.2014 г. 16:17 ч.). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 35 882 349, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 10.11.2014 г. 17:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.11.2014 г. 09:30 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 01.12.2014 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 04.12.2014 г. в 09:10 ч.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в частности, "Опыт выполнения работ Подрядчик (субподрядная организация, выполняющая СМР) должен обладать подтверждённым опытом выполнения работ соответствующих профилю лота по виду, сумме, объёму работ, не менее 3 лет. Наличие положительных отзывов Обязательно представить не менее 2 положительных отзывов на выполняемые аналогичные виды работ.Подрядчик должен иметь аккредитованную лабораторию по оценке качества работ или договора со сторонней аккредитованной лабораторией на выполнение услуг по оценке качества продукции. Подрядчик должен иметь службу геодезии или договора со специализированной организацией на выполнение услуг по геодезическим работам".
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N682 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N682 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, являются: наличие на праве собственности или на ином законном основании судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта; наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных услуг в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, дополнительные требования устанавливаются Правительством РФ к вышеизложенным участникам на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N682.
Таким образом, заказчиком незаконно в документации об аукционе установлены дополнительные требования, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте муниципального контракта указано, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств, установленных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063.
Включение в проект контракта только ссылки на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г., не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте контракта условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) как предписывает требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Соответствующие доводы подтверждаются также письмом Министерства экономического развития России от 08.10.2014 г. и письмом Федеральной антимонопольной службы России от 21.10.2014 г. NАЦ/42516/14.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; 3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов; 6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов; декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" Вид работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В ходе анализа осуществляемой закупки Комиссией установлено несоответствие извещения о проведении электронного аукциона и проекта муниципального контракта в части "Источника финансирования", а именно, в извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: "Источник финансирования - 5 (пять) процента-средства местного бюджета с.п.Жемтала Черекского муниципального района КБР, 95 (девяносто пять) процентов - средства субсидии из республиканского бюджета КБР", а в соответствии с пунктом 2.6. части 2 проекта муниципального контракта указано: "Источник финансирования работ: средства местного бюджета Черекского муниципального района КБР". Указанное несоответствие введет участников закупки в заблуждение при участии в электронном аукционе.
В подпункте 1.3.2. пункта 1.3 документации об аукционе предусмотрены требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, в частности, требование правомочности участника закупки заключить контракта. Вышеуказанное требование является дополнительным требованием к участникам закупки и нарушающим норму части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как "Правомочность участника закупки заключить контракта", предусмотренная в пункте 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы, утратила юридическую силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системы заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б)конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В связи с тем, что предметом электронного аукциона является "Строительство автодорожного моста через р.Жемталинка в с.п.Жемтала Черекского района КБР" с использованием товаров, в документации об аукционе, а именно, в техническом задании должны быть выделены материалы, которые будут использоваться при выполнении работ с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, что, соответственно, не было сделано заказчиком в нарушении вышеназванных норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" обоснованной.
2.Признать в действиях муниципального заказчика - МУ "Администрация с.п. Жемтала Черекского муниципального района КБР" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 5 и 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать муниципальному заказчику - МУ "Администрация с.п. Жемтала Черекского муниципального района КБР", Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 декабря 2014 г. N 07-181-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2014