Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 декабря 2014 г. N А818-12/14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Комплект сервис" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мест в г.Ардоне, Ардонского района РСО-Алания", согласно проектно-сметной документации и техническому заданию(электронный аукцион N0310200000314001445) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1 декабря 2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и части 3 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В жалобе Заявитель указал, что предметом Аукциона является выполнение работ по строительству. Однако Заказчиком в Локальном сметном расчете Аукционной документации установлено, что помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении строительных работ, так же необходимо поставить мебель, электронное оборудование, медицинское оборудование, прачечное оборудование, оборудование, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи, что по мнению Заявителя влечет за собой ограничение количества участников Аукциона и ограничивает конкуренцию, так как организации, осуществляющие поставки специализированного оборудования в большинстве случаев не обладают свидетельством саморегулируемой организации, необходимым для выполнения строительных работ.
В объяснении по существу жалобыМинистерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания указало, что формирование предмета контракта Закон о контрактной системе не регламентирует, а содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст.33 Законао контрактной системе, из п.1 ч.1 которой, а также ч.4 ст.30, п.1 ч.1 ст.31 Законао контрактной системе следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. В связи с этим необходимо учитывать принцип свободы договора, зафиксированный в п.2 ст.1, п.п.1, 2, 4 ст.421 Гражданского кодекса РФ, согласно которому стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Закон о контрактной системе также не ограничивает предусмотренную п.3 ст.421 ГК РФ возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Согласно п.1.1 проекта государственного контрактагосударственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мест в г.Ардоне, Ардонского района, РСО- Алания" и поставке технологического оборудования, указанного в сметной документации в срок, установленный п.1.3 настоящего Контракта. Таким образом, предметом контракта является не только выполнение работ по строительству, как указывает Заявитель в своей жалобе, но и поставка технологического оборудования. Следовательно, данный контракт является смешанным и включает в себя элементы договора подряда и поставки.
Так как товары и оборудование, указанные в п.2.2 жалобы Заявителя на действия государственного заказчика, являются технологическим оборудованием, и их поставка предусмотрена предметом контракта, то в действиях заказчика не усматривается нарушения п.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Поскольку требование о том, что юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлено законом, то не отразить это требование заказчик не вправе.
В объяснении по существу жалобы Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган получило заявку от государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания на размещение электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мест в г.Ардоне.
Управлением на официальном сайте было размещено извещение N0310200000314001445 о проведении Аукциона, а так же приложения к документации об Аукционе, которые содержат проектно-сметную документацию и техническую ведомость объемов работ и материалов. В проектно-сметной документации и технической ведомости объемов работ и материалов отражается весь объем работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных и требований к их составу и содержанию.
Так, в соответствии с документацией об Аукционе (Локальный сметный расчет N02-01-14) в рамках строительства детского сада подрядчик должен поставить следующие товары: оборудование для приготовления, хранения и подачи пищи: электроплита, холодильный шкаф, шкаф для хлеба, и т.д.; мебель: стул детский, стол детский, кровать детская, шкаф для одежды, пианино и т.д.; электронное оборудование: телевизор, компьютер, и т.д.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации по объекту и проектом контракта: "Строительство детского сада на 120 мест в г.Ардон, Ардонского района", включая ввод объекта в эксплуатацию, т.е. строительство данного объекта "под ключ".
Понятие "строительство объектов "под ключ" содержится в п.1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147.
Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно п.2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
В п. 3.14 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" указано, что сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.
Таким образом, объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта - детского сада вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для функционирования детского сада. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением детского сада в рамках одного объявленного аукциона, без дополнительных временных и организационных затрат. В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Между тем, формирование лота обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в Аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров либо невозможностью выполнения каких-либо работ, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.
В связи с вышеизложенным Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
7 ноября 2014 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000314001445 о проведении электронного аукционана выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мет в г.Ардоне, Ардонского района РСО-Алания", согласно проектно-сметной документации и техническому заданиюи Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 06.11.2014 годауполномоченным специалистом УправленияРСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Аукционная документация) на основании заявки государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания на проведение Аукциона N01-11/2144 от 31.10.2014 года.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается установление в документации об аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно Локального сметного расчета приложенного к Аукционной документации, при исполнении контракта, помимо выполнения строительных работ необходимо также поставить поставить мебель, электронное оборудование, медицинское оборудование, прачечное оборудование, оборудование, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи и атрибуты спортивного инвентаря.
В соответствии с пунктами 5.1.4 и 5.1.8 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, подрядчик в рамках исполнения контракта обязан сдать законченный строительством объект и обеспечить его ввод в эксплуатацию, то есть сдать готовый объект "под ключ".
Согласно п.1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" утвержденного Постановлением Госстроя СССР N147 от 10.11.1989 (далее - Положение) года, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).Согласно п.2 Приложения а Положению, в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включаются стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Согласно п.3.14 Положения, сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты.
В соответствии с Законом о контрактной системе, аукционная документация разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.
Анализ технического задания Аукциона свидетельствует о том, что имеется связь работ по строительству объекта с услугами по приобретению и установке оборудования и инвентаря и усматривается единая цель закупки - сдача в эксплуатацию детского сада.
Таким образом, Аукционная документация не противоречит требованиям как пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так и части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Комплект сервис" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мест в г.Ардоне, Ардонского района РСО-Алания", согласно проектно-сметной документации и техническому заданию(электронный аукцион N0310200000314001445).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 декабря 2014 г. N А818-12/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2014