Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 ноября 2014 г. N А716-11--14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЮгСтрой" на действия государственного заказчика - Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо - Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)" (далее - ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)") при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса N14 и лаборатории горных машин (литеры ДО, Д2) ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) (завершение работ) (электронный аукцион N0310100004114000018) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛ:
11 ноября 2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮгСтрой" (далее - Заявитель) о нарушении ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)" при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)" утвердило Аукционную документацию, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что 22.10.2014 года ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)" (далее - Заказчик) на официальном сайте было опубликовало Извещение о проведение Аукциона и Аукционная документация на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса N14 и лаборатории горных машин (литеры ДО, Д2) ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) (завершение работ), утвержденная проректором по ЭСВ ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)" 22.10.2014 г. (далее - Аукционная документация).
Заявитель указал, что:
1) Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 указанных Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако, Заказчиком в пункте 9.2. проекта договора определено, что за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором, Заказчик имеет право начислить Исполнителю штраф, устанавливаемый в виде фиксированной суммы в размере 10% от цены договора.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и вышеуказанных Правил неправомерно установлена ответственность поставщика за ненадлежащее выполнение условий договора.
2) В соответствии с п. 4 указанных Правил за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств но контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, и в частности в размере 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако, Заказчиком в пункте 9.3. проекта контракта определено, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, устанавливается штраф в размере 2,5% от цены договора.
Таким образом, заказчиком, в нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе и вышеуказанных Правил, неправомерно установлена ответственность заказчика за ненадлежащее выполнение условий контракта.
3) Проектно - сметная документация размещена на официальном сайте не в полном объеме, отсутствует проектная документация.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса и Положением о составе разделов проектно - сметной документации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные н другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Проектная документация также делится па текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых, работ.
Таким образом, по мнению Заявителя, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
По мнению Заявителя, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение и тем самым Заказчик нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
Из изложенного следует, что документация об электронном аукционе должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки па участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).
Представитель ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) пояснил, что 22.10.2014 года Извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт Учебного корпуса N14 и лаборатории горных машин Литеры ДО, Д2) ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) (завершение работ)" размещено на официальном сайте под номером 0310100004114000018 и на электронной площадке еtp.zakazrf.gov.ru.
По существу жалобы пояснил следующее:
1) В п. 9.2 проекта гражданско-правового договора, представленного в составе Аукционной документации, указаны штрафные санкции, которые могут быть применены в отношении Исполнителя при ненадлежащем исполнении им своих обязательств по договору. При подготовке проекта договора в п. 9.2 была допущена техническая ошибка, связанная с невнимательностью работника. Пробел после процентного значения штрафа, предназначенный для проставления фиксированной суммы, должен был быть заполнен после проведения аукциона по итогам определения окончательной цены договора, как и дополнительная проверка положений договора, в том числе и размера штрафа в процентном выражении, на соответствие положениям Закона о контрактной системе. Указанная техническая ошибка могла быть устранена при своевременном обращении Заявителя за разъяснениями аукционной документации.
В п. 9.3 проекта гражданско-правового договора, представленного в составе Аукционной документации, указаны штрафные санкции, которые могут быть применены в отношении Заказчика при ненадлежащем исполнении им своих обязательств по договору. При подготовке проекта договора в п. 9.3 также была допущена техническая ошибка, связанная с невнимательностью работника. Пробел после процентного значения штрафа, предназначенный для проставления фиксированной суммы, должен был быть заполнен после проведения аукциона по итогам определения окончательной цены договора, как и дополнительная проверка положений договора, в том числе и размера штрафа в процентном выражении, на соответствие положениям Закона о контрактной системе. Указанная техническая ошибка также могла быть устранена при своевременном обращении Заявителя за разъяснениями аукционной документации.
2) В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В качестве таких показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в аукционной документации были представлены техническое задание и локальная смета на производство работ. Техническое задание содержит описание видов и объемов работ (часть "Ведомость работ"), требования к основным материалам, применяемым при производстве работ (часть "Технические характеристики основных материалов"), иные требования к условиям выполнения и результатам работ. Указанная Ведомость работ является исчерпывающим перечнем требуемых заказчиком работ, которые вместе с материалами и иными условиями выполнения и результатами работ дают полное представление о характере и объемах работ, и соответственно, о затратах Исполнителя при производстве работ.
Таким образом, считает необоснованным доводы Заявителя о не установлении Заказчиком требований к объему работ. Заказчиком был определен перечень необходимых к выполнению работ и их объемы, что позволяет участникам размещения заказа определить затраты при выполнении указанных работ.
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации действительно определяет понятие и состав проектно-сметной документации. Однако, часть 12.2 указанной статьи гласит, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Кроме того, статья 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация выполняется только по результатам инженерных изысканий. Инженерные же изыскания проводятся для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 22 октября 2014 года ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) на официальном сайте были размещены Извещение N0310100004114000018 о проведении Аукциона и Аукционная документация.
Согласно ч.4 и ч.5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 указанных Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, размер штрафа устанавливается - 5 процентов цены контракта в случае.
В соответствии с п. 4 указанных Правил за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств но контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, размер штрафа устанавливается 2 процента цены контракта.
Однако, в нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, согласно п.п. 9.2 и 9.3 Проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом установлен штраф в размере 2,5 процента цены контракта, а за ненадлежащего исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлен штраф в размере 10 процентов цены контракта.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям части 5 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Действия должностного лица ФГБОУ ВПО "СКГМИ (ГТУ)", выразившиеся в утверждении аукционной документации, которая не соответствует требованиям части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В качестве таких показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в Аукционной документации представлены Техническое задание и локальная смета на производство работ. Техническое задание содержит описание видов и объемов работ (часть "Ведомость работ"), требования к основным материалам, применяемым при производстве работ (часть "Технические характеристики основных материалов"), иные требования к условиям выполнения и результатам работ. Указанная Ведомость работ является исчерпывающим перечнем требуемых заказчиком работ, которые вместе с материалами и иными условиями выполнения и результатами работ дают полное представление о характере и объемах работ, и соответственно, о затратах Исполнителя при производстве работ.
Кроме того, согласно ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
В разделе 9 Аукционной документации указаны требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ЮгСтрой" на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса N14 и лаборатории горных машин (литеры ДО, Д2) ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) (завершение работ) (электронный аукцион N0310100004114000018).
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) при проведении Аукциона нарушение требований части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА716-11/14 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБОУ ВПО СКГМИ (ГТУ) к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 ноября 2014 г. N А716-11--14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2014