Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2014 г. N А862-12/14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Симар" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания"при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебно-тренировочной базы государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации(электронный аукцион N0310200000314001394) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Симар" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в локально-сметном расчете Заказчиком установлены требования на приобретение и поставку мебели, оргтехники, бытовой техники, медицинского оборудования и тренажеров, что не соответствует предмету деятельности и уставу Заявителя.
По мнению Заявителя, данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В объяснении по существу жалобы Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган получило заявку от государственного заказчика ГКУ "Главное строительное управление РСО-Алания" на проведение закупки, предметом которой является выполнение работ по объекту "Реконструкция учебно-тренировочной базы государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания" по адресу: РСО-Алания, Пригородный район с левой стороны автодороги Владикавказ- Алагир, согласно техническому заданию утвержденной сметной документации.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 года "О Защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с положениями Аукционной документации работы по реконструкции объекта "Реконструкция учебно-тренировочной базы государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания" должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, СП 48.13330.2011 "Организация строительства", в объеме согласно техническому заданию и прилагаемому проекту, то есть "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ" (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Так, в соответствии с документацией об электронном аукционе (Локальный сметный расчет N02-01-14) в рамках реконструкции учебно-тренировочной базы подрядчик должен поставить следующие товары: кровать односпальная, ортопедическое основание, прикроватная тумба с нишей, стол, компьютерный, и т.д.
В состав проектной документации входит локальный сметный расчет N02- 01-14, который содержит формирование цены оборудования, что предусматривает и поставку такого оборудования.
На основании пункта 2 Приложения к Положению в договорную цену пристроительстве объектов "под ключ" включаются: стоимость строительномонтажных работ; стоимость оборудования, мебели, инвентаря и другие затраты.
В соответствии с аукционной документацией реконструкция объекта будет осуществляться на основании проектно-сметной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 3.11 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика) применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованию, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.). Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы) на основании пункта 4.14 Методики.
Объединение в один лот работ по реконструкции объекта и приобретение оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения пункта 1статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможность включения в сметную стоимость строительства стоимости работ по монтажу оборудования, а также затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря предусмотрена так же пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1.
Объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта учебно-тренировочной базы вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для функционирования тренировочной базы. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение оставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением учебно-тренировочной базы в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат.
Кроме того, определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты (пункт 5.7Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения") (вместе с "ВСН 58-88(р). Ведомственныестроительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").
Согласно пункту 5.11 эффективность капитального ремонта и реконструкции зданий или объектов должна определяться сопоставлением получаемых экономических и социальных результатов с затратами, необходимыми для их достижения. При этом экономические результаты должны выражаться в устранении физического износа и экономии эксплуатационных расходов, а при реконструкции - также в увеличении площади, объема предоставляемых услуг, пропускной способности и т.п.
Социальные результаты должны выражаться в улучшении жилищных условий населения, условий работы обслуживающего персонала, повышении качества и увеличении объема услуг.
В объяснении по существу жалобы Государственное казенное учреждение "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" указало, что комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, согласно проектно-сметной документации, размещенной так же на официальном сайте по проведению закупок для государственных нужд, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
29 октября 2014 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000314001394 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебно-тренировочной базы государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания", согласно техническому заданию и сметной документациии Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 01.12.2014 годауполномоченным специалистом УправленияРСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (с изменениями в редакции N2) (далее - Аукционная документация) на основании заявки государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" на проведение Аукциона N01-04/357 от 06.08.2014 года (далее - Аукционная документация).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается установление в документации об аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно Локального сметного расчета приложенного к Аукционной документации, при исполнении контракта, помимо выполнения работ по реконструкции, необходимо также поставить поставитьмебель, электронное оборудование, медицинское оборудование, прачечное оборудование, оборудование, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи и атрибуты спортивного инвентаря.
В соответствии с пунктами 5.1.4 и 5.1.8 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, подрядчик в рамках исполнения контракта обязан сдать законченный реконструированный объект и обеспечить его ввод в эксплуатацию, то есть сдать готовый объект "под ключ".
Приложением 9 к Приказу Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунальногои социально-культурного назначения" к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте здания и объектов, отнесена замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях коммунального и социально- культурного назначения.
Согласно пункту 2 Приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Согласно п.3.14 Положения, сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты.
В соответствии с Законом о контрактной системе, аукционная документация разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.
Анализ технического задания Аукциона свидетельствует о том, что имеется связь работ по реконструкции объекта с услугами по приобретению и установке оборудования и инвентаря и усматривается единая цель закупки - сдача в эксплуатацию детско-юношеская спортивной школы по футболу.
Таким образом, Аукционная документация не противоречит требованиям как пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так и части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Симар" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания"при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебно-тренировочной базы государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации(электронный аукцион N0310200000314001394).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2014 г. N А862-12/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2014