Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 15 декабря 2014 г. N 266-К-2014
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34, 11.04.2014 N109 в составе:
Котеева В.А. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля закупок и торгов
(член Комиссии);
Морозовой Е.А. - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СистемА" - Маснавиева Рената Рамировича, представителя по доверенности;
уполномоченного органа -Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам- Осиповой Ирины Владимировны, представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "СистемА" о нарушении заказчиком - бюджетным учреждением Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики(далее - Заказчик) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 09.12.2014 обратилосьООО "СистемА" с жалобой на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов БУ "ЦРБ Алатырского района" Минздравсоцразвития Чувашии (изв.N 0115200001114004929).
Представитель ООО "СистемА" в жалобе сообщает, что аукционная документация объявленной закупки размещена с нарушением Закона о контрактной системе. Согласно пункту 3.2. Технического задания Заказчик передает Исполнителю в аренду помещения пищеблока и движимое имущество при условии, что площадь помещения определяется Исполнителем самостоятельно и ориентировочнаястоимостью 1 кв.м. в год составляет 840,00 руб. Данное условие сформулировано Заказчиком неоднозначно и не позволяет участникам закупки исчислить стоимость затрат на услугу по организации питания пациентов больницы.
Наряду с этим, Заявитель считает, что Заказчик ограничивает количество участников закупки, требуя в п.п. 2 Технического задания наличие санитарных паспортов на транспорт для перевозки пищевых продуктов, т.к. п.п. б пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 21.10.11 N248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", выдача санитарных паспортов на транспорт для перевозки продовольственных товаров,отменена.
Кроме того, ООО "СистемА" в жалобе указывает, что:
- в Инструкции по заполнению заявки установлен запрет на указание страны происхождения, что не соответствует законодательству о контрактной системе;
- техническое задание, являющееся частью документации об аукционе, содержит ограничения для ознакомления, в связи с тем, что текст размещен в нечитаемом виде;
- в техническом задании по позиции 37 "молоко" установлено требование о соответствии продуктаГОСТ Р 52090-2003 "Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия",которыйотменен и не действует. Такие требования не позволяют участнику закупки надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе.
В целях устранения нарушения, Общество просит выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признала;пояснила, что 12.12.2014 года в аукционную документацию было внесено изменение, в частности:поп.п. 3.2.Технического задания стоимость арендной платы помещения пищеблока за 1 кв.м. на 2015 год установлена в размере 840,00 руб., требование по п.п.2.2. Технического заданияо наличии санитарных паспортов на транспорт Заказчиком исключено. В связи с этим, просит признать жалобу ООО "СистемА" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком,осуществляющим закупку, выступилоБюджетное учреждение Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики(далее - Заказчик).
27.11.2014Уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001114004929о проведении электронного аукционаоказание услуг по организации готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов БУ "ЦРБ Алатырского района" Минздравсоцразвития Чувашии с начальной (максимальной) ценой контракта 33 218 353,54 руб. На основании решения Заказчика в извещение 12.12.2014 внесены изменения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2, 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать ряд установленных требований.
Вышеуказанные требования к содержанию первой части заявки утверждены в пункте 26Информационной карты аукционной документации. Требования к оказываемой услуге и товарам, используемым при оказании услуги, с их техническим характеристиками, установлены Заказчиком в разделе 1 Технического задания аукционной документации.
Из раздела 3 Аукционной документации, который содержит проект контракта, следует, что предметом контракта является оказание услуги по организации готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов БУ "ЦРБ Алатырского района" Минздравсоцразвития Чувашии.
Из пункта 2.5 и пункта 3.2 Технического задания аукционной документации следует, что приготовление лечебного питания производится из своих продуктов и сырья на базе пищеблока заказчика. При этом конкретные площади, передаваемые для приготовления пищи в аукционной документации не указаны, сообщены только адрес местонахождения: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Московская,171 и стоимость арендной платы помещения пищеблока за 1 кв.м. на 2015 год в размере 840,00 руб.
Аукционной документацией также предусмотрена арендная плата за пользование оборудованием и хозяйственным инвентарем, которая определена в размере 10% от балансовой стоимости, без указания балансовой стоимости.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в единой информационной системе, в том числе о закупке должна отвечать принципу открытости и прозрачности, быть полной и достоверной.
Не указание в аукционной документации передаваемых размеров площадей пищеблока,балансовой стоимости движимого имущества, не позволяет участнику определить расходы, связанные с исполнением контракта.
Отсутствие данной информации в аукционной документации не отвечает принципам открытости и прозрачности и нарушает пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, реализуя положения статьи 33 Закона в пункте 37 Технического задании аукционной документации, заказчиком установлены требования (технические характеристики) к предмету закупки, в частности к молоку питьевому пастеризованному, охарактеризованному следующими показателями: "пастеризованное, соответствие Федеральному закону N 88-ФЗ от 12.06.2008. "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", СанПиН 2.4.1.2791-10, упаковка: пакет из п/э пленки, 1л. Непрозрачная жидкость. Для продуктов с массовой долей жира более 4,7% допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании. Характерные для молока вкус, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения. Для топленого и стерилизованного молока - выраженный привкус кипячения. Для молочного напитка допускается сладковатый привкус и выраженный привкус кипячения".
Пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"определяет перечень молока и молочной продукции, являющихся объектами технического регулирования настоящего Федерального закона, который включает в себя, молочную продукцию, в том числе, молоко питьевое, молоко топленое и молочные напитки, то есть ряд продукто.
Под питьевым молоком понимается молоко с массовой долей жира не более 9 процентов, произведенное из сырого молока и (или) молочных продуктов и подвергнутое термической обработке или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока).
Под продуктом топленого молока, понимается молоко питьевое, которое подвергнуто термической обработке при температуре от 85 до 99 градусов Цельсия с выдержкой не менее чем в течение трех часов до достижения специфических органолептических свойств.
Под молочным напитком понимается продукт, произведенный из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды.
Таким образом, молоко питьевое, топленое и молочный напиток являются разными продуктами,приготовленными по разнымтехнологическим процессам.
Следовательно, установленные в Техническом задании аукционной документации технические характеристики к молоку питьевому пастеризованному,не сформированы по свойствам и качественным характеристикам именно к молоку питьевому пастеризованному.
Неоднозначно определенные требования в Техническом задании аукционной документации не позволяют подготовить заявку и окончательное предложение, поскольку вводят участников закупки в заблуждение.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Одновременно, Комиссия отмечает, что указание по позиции 37 "Молоко" Технического задания (опубликованном от 27.11.2014) о соответствии товара национальному стандарту ГОСТ Р 52090-2003 "Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия" отвечает требованиям закона о техническом регулировании.ГОСТ Р 52090-2003 "Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия" является действующим и его требования по нормативным показателям позволяют однозначно идентифицировать товар.
Довод Заявителя относительно п.п. 2 Технического задания аукционной документациипо требованию санитарного паспорта на транспорт, Комиссия считает несостоятельным, поскольку требование к наличию санитарных паспортов для транспорта Заказчиком из Технического задания исключено.
По доводу жалобы ООО "СистемА" о размещении документации в нечитаемом виде, Комиссия отмечает, что Заказчиком техническая часть аукционной документации, размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в формате DOC, который позволяет осуществить ознакомление с ее текстом без дополнительных программных или технологических средств, а следовательно, круг лиц, которые могут ознакомиться с техническим заданием электронного аукциона, в таком случае не ограничивается.
По результатам внеплановой проверки, Комиссией установлено несоответствие требований Закона о контрактной системе к мерам ответственности, установленным проектом контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер неустойки (штраф, пени), пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо указания порядка расчета неустойки пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
При этом в рассматриваемом случае проект контракта не содержит условий по расчету неустойки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО "СистемА"является обоснованной в части.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действия комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в Техническом задании аукционной документации Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "СистемА" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона изв. N0115200001114004929 .
3. Выдать заказчику - Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики предписание об устранении допущенного нарушения.
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Л.А. Железина
Е.А. Морозова
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 15 декабря 2014 г. N 266-К-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2014