Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 ноября 2014 г. N 06-927/14т
изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Афина" (далее по тексту - ООО ЮФ "Афина", Общество, заявитель): Мазур Т.В., Оконешников В.Н., представители по доверенности;
от государственного заказчика Государственному казенному учреждению "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - ГКУ "ЦПП РС(Я)", заказчик, единая комиссия): о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились;
от уполномоченного органа, конкурсной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - Госкомзаказ, заказчик, конкурсная комиссия): Веревкин С.А., Антонова А.П.;
слушателя Улыбышевой Т.Г.,
рассмотрев жалобу ООО Юридическая фирма "Афина" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привлечению сторонних экспертов в рамках организации предоставления консультаций субъектов малого и среднего предпринимательства по защите прав предпринимателей по вопросам госзакупок (извещение N 0116200007914010234), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
19 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ЮФ "Афина" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привлечению сторонних экспертов в рамках организации предоставления консультаций субъектов малого и среднего предпринимательства по защите прав предпринимателей по вопросам госзакупок.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (26 ноября 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО ЮФ "Афина" жалобу поддержали в полном объеме, сообщили следующее.
Во-первых, заявитель обжалует результаты оценки заявок единой комиссией по критерию "Квалификация участников закупки".
Во-вторых, указывает на установление в конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе порядка оценки по критерию "Квалификация участников закупки", не позволяющего выявить лучшее условие выполнения контракта.
В-третьих, процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе проводилась в нарушение статьи 52 Закона о контрактной системе.
В-четвертых, в нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок был нарушен порядок оценки, установленный в конкурсной документации.
Как следует из пояснений представителей Госкомзаказа, в соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ. Услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 (далее - Правила), для оценки заявок (предложение) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шакала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В части 4 аукционной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" установлены два критерия "Цена контракта" - значимость критерия 50 %, "Квалификация участника конкурса" - значимость 50 %.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
07 октября 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение N 0116200007914010234 на оказание услуг по привлечению сторонних экспертов в рамках организации предоставления консультаций субъектов малого и среднего предпринимательства по защите прав предпринимателей по вопросам госзакупок, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 082 000,00 руб.
07 ноября 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N 0116200007914010234.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 3 (три) заявки на участие в открытом аукционе:
- участник закупки N 1 ООО ЮФ "Афина";
- участник закупки N 2 Якутская республиканская коллегия адвокатов "Петербург";
- участник закупки N 3 ООО "Интелдок".
11 ноября 2014 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чет составлен протокол N 0116200007914010234.
Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки с порядковым номером 3 - ООО "Интелдок".
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО ЮФ "Афина" признала частично обоснованной на основании следующего.
Как следует из сути жалобы, процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе проводилась с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно не были объявлены условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе "Квалификация участников закупки".
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Кроме того, заявитель указывает, что отсутствие сведений о количестве представленных документов по каждому показателю, их идентифицирующих признаков не обеспечивает открытость и прозрачность закупки, что является, по его мнению, нарушением статьи 7 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, в протоколе N 0116200007914010234 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 07 ноября 2014 года отсутствует информация и сведения о документах, предусмотренных конкурсной документацией по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе "Квалификация участников закупки".
В ходе рассмотрения дела представители конкурсной комиссии пояснили, что при вскрытии конвертом с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе информация и сведения о документах, предусмотренных конкурсной документацией по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе "Квалификация участников закупки" не оглашалась.
Следовательно, конкурсной комиссией нарушены требования части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы признан обоснованным.
Также в жалобу ООО ЮФ "Афина" содержится указание на нарушение конкурсной комиссией проведения процедуры оценки и сопоставления заявок, поскольку был нарушен порядок оценки, установленный в конкурсной документации.
На основании части 5 статьи 53 Закона о контактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В Части 4 "Критерии оценки заявок" конкурсной документации установлено следующее:
1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 % |
Количество контрактов и договоров с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника: 1 контракт (договор) = 30 баллов от 2 до 3 контрактов = 50 баллов свыше 3 контрактов = 100 баллов Значимость критерия () определяется по следующей формуле:
где КЗ - коэффициент значимости показателя, - минимальное предложение, - предложение участника закупки |
10 % |
Количество положительных отзывов, подтверждающих квалификацию участника: 1 отзыв = 30 баллов от 2 до 3 отзывов = 50 баллов свыше 3 отзывов = 100 баллов Значимость критерия () определяется по следующей формуле:
где КЗ - коэффициент значимости показателя, - минимальное предложение, - предложение участника закупки |
|
10 % |
Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг предусмотренных документацией: 1 документ = 30 баллов от 1 до 3 документов = 50 баллов свыше 3 документов = 100 баллов Значимость критерия () определяется по следующей формуле:
где КЗ - коэффициент значимости показателя, - минимальное предложение, - предложение участника закупки |
В ходе рассмотрения дела представитель конкурсной комиссии пояснила, что конкурсная комиссия при проведении процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок не руководствовалась порядком оценки, установленным в конкурсной документации.
Следовательно, конкурсной комиссией нарушены требования части 3 статьи 53 закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО ЮФ "Афина" следует, что заявитель обжалует результаты оценки заявок конкурсной комиссией по критерию "Квалификация участников закупки", в том числе присвоение баллов участнику закупки ООО "Интелдок".
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, на основании вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) сообщает, что жалоба ООО ЮФ "Афина" на действия конкурсной комиссии не подлежит рассмотрению Комиссией Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию оценки заявки, указанному в п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия Якутского УФАС России сообщила представителям заявителя ООО ЮФ "Афина", что в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки" заявитель вправе обратиться в суд.
Относительно довода жалобы ООО ЮФ "Афина" в части обжалования положений документации об открытом конкурсе, а именно в части установления порядка оценки по критерию "Квалификация участников закупки", не предусматривающего присвоение баллов пропорционально опыту оказания услуг, Комиссия Якутского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В извещении о проведении открытого конкурса указан срок окончания подачи заявок - 07.11.2014 года.
Жалоба ООО ЮФ "Афина" в Якутское УФАС России поступила 19 ноября 2014 года, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе вышеуказанный довод жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией Якутского УФАС России.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок оценки заявок установлен Правилами утвержденными, постановлением Правительства РФ от 28.13.2013 года N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пунктам 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Исходя из смысла приведенных норм, заказчик при установлении показателей оценки по нестоимостным критериям должен установить значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формулу расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определении относительно каждого показателя, тот есть выбрать один из перечисленных способов оценки.
В Части 4 "Критерии оценки заявок" конкурсной документации имеется таблица, из содержания которой четко определить порядок оценки заявок участников закупки не представляется возможным.
Таким образом, заказчиком установлены как формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателям и шкала предельных величин значимости показателей оценки, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в конкурсной документации, в случае установления такого критерия как квалификация участника открытого конкурса, должны быть указаны требования к составу и содержанию заявки в соответствии с нормой статьи 51 Закона N 44-ФЗ, определяющие перечень и содержание документов для подтверждения квалификации участника закупки.
Материалами дела установлено, что в пункте 13 части 1 "Информационная карта" установлено следующее:
Порядок подачи заявок Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе |
В соответствии со статьей 51 Закона N44-ФЗ, заявки принимаются только на бумажном носителе. Указаны в "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" |
В части 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации отсутствует информация о составе и содержании документов, необходимых для подтверждения квалификации участника закупки, что является нарушением пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, при установлении в документации такого критерия оценки как квалификация участника открытого конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО Юридическая фирма "Афина" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привлечению сторонних экспертов в рамках организации предоставления консультаций субъектов малого и среднего предпринимательства по защите прав предпринимателей по вопросам госзакупок (извещение N 0116200007914010234) частично обоснованной; в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки", в части обжалования положений документации об открытом конкурсе не подлежащей рассмотрению.
2. Признать государственного заказчика Государственному казенному учреждению "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50, пункт 6 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать конкурсную комиссию уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей часть 6 статьи 52, часть 5 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, государственному заказчику Государственному казенному учреждению "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
Я.Д. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 ноября 2014 г. N 06-927/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2014