Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2014 г. N 06-877/14т
изготовлено в полном объеме 1 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Центр повышения энергетической эффективности" (далее -ООО "ЦПЭЭ", Общество, заявитель): ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - заказчик): Черемкин Н.Д., Некрасова В.Е. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения с. Намцы, Республики Саха (Якутия) со сбором исходных данных (извещение N 0116200007914009574), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
07 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения с. Намцы, Республики Саха (Якутия) со сбором исходных данных (извещение N 0116200007914009574).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 ноября 2014 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "ЦПЭЭ" оглашена в полном объеме.
По результатам электронного аукциона ООО "Центр повышения энергетической эффективности" было признано победителем.
05.11.2014 года заказчик разместил Протокол отказа от заключения контракта от 05.11.2014 N0116200007914009574-6. В данном протоколе указано: "Участником закупки, с которым заключается контракт, был направлен протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов, также не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе. Согласно ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта".
Считает действия заказчика незаконными следующим причинам.
Заказчик включил в текст контракта требование об обеспечении контракта в размере увеличенном в 1,5 раза по сравнению с суммой указанной в документации (в качестве антидемпинговых мер) (п. 8.1. контракта). Заказчику была предоставлена информация о добросовестности в соответствии с п.п. 1, 2, 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, однако Заказчик отказался убрать повысительный коэффициент. Заказчику 3 раза направлялись протоколы разногласий с разъяснениями, однако он отклонял их, не имея для этого никаких оснований. По состоянию на 31.10.2014 года в распоряжении Заказчика имелись сведения о 8-и исполненных контрактах без применения каких либо штрафных санкций и зарегистрированных в едином реестре контрактов.
31.10.2014 года Общество было вынуждено сформировать очередной протокол разногласий к контракту N4, в котором изложил свою позицию.
Заказчиком нарушен регламент отклонения протоколов разногласий. В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
Заказчиком проект контракта повторно на площадке не размещался.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили следующее.
05.11.2014 года заказчик отказался от заключения контракта, поскольку участник закупки пропустил тринадцатидневный срок для направления протокола разногласий.
ПредоставленныеОбществом сведения о исполненных контрактах не приняты заказчиком поскольку, не содержат копии заключенных контрактов, при этом содержат сведения о исполнении Обществом контрактов после окончания срока исполнения контрактов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 сентября 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" уполномоченным органом размещено извещение N 0116200007914009574 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения с. Намцы, Республики Саха (Якутия) со сбором исходных данных и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 920 000 рублей.
09 октября 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N0116200007914009574-1. Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило шесть заявок от участников закупки с порядковыми номерами 1-6. Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
16 октября 2014 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, о чем составлен протокол N 0116200007914009574-2. Согласно указанному протоколу заявки участников закупки - ООО "ЦПЭЭ" (победитель) и ООО "Строительное предприятие" признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЦПЭЭ" обоснованной по следующим основаниям.
По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.<_> В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (части 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела установлено, что в ходе электронного аукциона участником закупки ООО "ЦПЭЭ" предложена цена контракта 239 600 рублей, т.е. ниже на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта - 920 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, Общество направило заказчику информацию, подтверждающей добросовестность такого участника, а именно, сведения по пяти контрактам.
23 октября 2014 года заказчиком был размещен отказ от принятия протокола разногласий N1 по следующим основаниям:
- сведения по контракту N0148300011914000002 отсутствуют в реестре, что не позволяет установить добросовестное исполнение.
- по контракту N0148300042113000033 акты выполненных работ подписаны позже даты предусмотренной контрактом.
23 октября 2014 года Обществом в адрес заказчика был направлен протокол разногласий N2. В качестве информации подтверждающей добросовестность по желанию заказчика были предоставлены сведения о дополнительных 2-х контрактах.
28 октября 2014 года заказчик отказался принять протокол разногласий N2, по следующим основаниям:
- сведения по контракту N0133300013814000004 отсутствуют в реестре, что не позволяет установить добросовестное исполнение.
- по контракту N0180300005913000035 акты выполненных работ подписаны позже даты предусмотренной контрактом.
28 октября 2014 года Общество направило протокол разногласий N3. Дополнительно к протоколу приложена информация еще по 3-м контрактам.
31 октября 2014 года заказчиком отказался от принятия протокола разногласий N3 по следующим основаниям:
- сведения по контрактам N0173200012313000034 и N0362200050813000198 отсутствуют в реестре, что не позволяет установить добросовестное исполнение.
Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о неправомерном отказе в принятии представленных Обществом сведений о добросовестности участника закупки, поскольку, в ходе рассмотрения дела, представители заказчика признали, что сведения о представленных и исполненных контрактах находятся в реестре государственных и муниципальных контрактов, достоверные сведения о применении к Обществу неустоек по указанным контрактам, заказчиком, входе рассмотрения дела, не представлены. Иные основания для отказа в принятии данных сведений, указанные в отказах о принятии протоколов разногласий частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе не предусмотрены, отсутствие каких-либо сведений в реестре контрактов также не может свидетельствовать о недобросовестности участника закупки.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ (часть первая)).
Поскольку основания для отказа заказчиком учесть протоколы разногласий NN 1-3 неправомерны, заказчиком допущено нарушение частей 2, 3 статьи 37, часть 5 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Как указано, выше, в случае поступления протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика признали, что при отклонении протоколов разногласий NN 1-3 проект государственного контракта повторно не размещался, таким образом, заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
В соответствии с извещением N 0116200007914009574 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения с. Намцы, Республики Саха (Якутия) со сбором исходных данных срок оказания услуг до 01 декабря 2014 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" нарушившим части 2, 3 статьи 37, часть 5 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" предписание об устранении нарушений.
В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2014 г. N 06-877/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2014