Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2014 г. N 06-899/14т
изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Госпоставка" (далее - ООО "Госпоставка", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС(Я), уполномоченнный орган, аукционная комиссия): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, Аппарат Госсобрания Ил Тумэн РС(Я)): Евсеев А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Госпоставка" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку презентационной продукции (извещение N0116200007914011243), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
12 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Госпоставка" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку презентационной продукции (извещение N0116200007914011243).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 ноября 2014 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Госпоставка" оглашена в полном объеме.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N0116200007914011243-1 от 07 ноября 2014 года заявка ООО "Госпоставка" на участие в электронном аукционе отклонена по следующему основанию: "Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации. Обоснование: непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации. Обоснование: не допустить на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и п.п. 1.1.2. документации об электронном аукционе в связи с не предоставлением информации. Участник закупки не указал наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
По мнению заявителя, в документации о данном электронном аукционе нет строгих условий о форме составления заявки на участие в аукционе. Инструкция по заполнению заявки в данной части носит рекомендательный характер: "при подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взята часть 2 "Описание объекта закупки" или необходимая таблица, в нем содержащаяся".
Таким образом, участник аукциона ООО "Госпоставка" в своей заявке (первой части) указал наименование места происхождения товара или наименование производителя товара в произвольной форме. ООО "Госпоставка" при подготовке первой части заявки взяло за основу часть 2 документации электронного аукциона "Описание объекта закупки". Заявителем в первой части заявки на участие в электронном аукционе была указана страна происхождения товара.
Считает, что заявка соответствует требованиям, указанным в извещении, и требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Просит выдать аукционной комиссии предписание об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно части 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное ли неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
В соответствии с частью 1 статьи 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Согласно сведениям из Реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (далее - реестр) таких обозначений зарегистрировано 149, причем таких, которые бы соответствовали указанным в заявке заявителя, в Реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации не содержится.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, участник должен был указать либо наименование места происхождения товара в соответствии со свидетельством (часть 2 статьи 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо наименование производителя товара.
Участник с порядковым номером заявки 2 указал "Наименование места происхождения товара: 1, 2, 5 пункты - Россия, 3,4 - КНР", вследствие чего аукционная комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 2.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой согласился и пояснил следующее.
Аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 2, поскольку заявителем в первой части заявки на участие в электронном аукционе было указано "Наименование места происхождения товара: 1, 2, 5 пункты - Россия, 3,4 - КНР".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 октября 2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" уполномоченным органом размещены извещение N0116200007914011243 о проведении электронного аукциона на поставку презентационной продукции и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 999 999 рублей 00 копейки.
07 ноября 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен соответствующий протокол N0116200007914011243-1https://etp.roseltorg.ru/file/get/t/protocols/id/30 04604/name/%d0%9f%d1%80%d0%be%d1%82%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb_%d1%80%d0%b0% d1%81%d1%81%d0%bc%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f_1_%d1%87%d0%b 0%d1%81%d1%82%d0%b8_-_7_%d0%b7%d0%b0%d1%8f%d0%b2%d0%be%d0%ba_-_%d0%ba%d0% be%d0%bf%d0%b8%d1%8f.doc.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступила 2 (две) заявки с порядковыми номерами N 1, 2.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участника с порядковым номером заявки 1 и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 2.
11 ноября 2014 года был проведена процедура рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона, о чем составлен протокол N0116200007914011243-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать соответствующей заявку участника с порядковым номером 1.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Госпоставка" необоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007914011243-1 участнику закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Госпоставка") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации. Обоснование: не допустить на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и п.п. 1.1.2. документации об электронном аукционе в связи с не предоставлением информации. Участник закупки не указал наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Предметом электронного аукциона (извещение N0116200007914011243) является поставка презентационной продукции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В части 1.1 документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
Поскольку в документации об электронном аукционе применительно к данной закупке не содержится указания на товарный знак, требуемого к поставке товара, следует руководствоваться пунктом 1.1.2.1 документации об электронном аукционе, а именно:
"Участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подпункт "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44 - ФЗ)".
Участник закупки в первой части заявки на участие в указанном электронном аукционе должен указать:
- конкретные показатели товара (товаров) в соответствии с положениями документации;
- товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, участник закупки вправе по своему усмотрению указать следующее: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Следовательно, участник закупки не ограничен в выборе способов идентификации товаров.
Из материалов дела установлено, что заявитель указал в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следующее: "Наименование места происхождения товара: 1, 2, 5 пункты - Россия, 3,4 пункты - КНР".
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Понятие наименование места происхождения товара, указанное в статье 66 Закона о контрактной системе, в Законе о контрактной системе отсутствует, применению подлежат положения иных нормативных актов, регулирующих указанное, в данном случае положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (пункт 2 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает требованиям пункта 1 статьи 1516 настоящего Кодекса.
При предоставлении правовой охраны наименованиями мест происхождения товаров необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые, в свою очередь, обусловлены его происхождением из определенной местности. Причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.
По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус наименования места происхождения товара не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара определяется следующими признаками:
- наименование страны или другого географического объекта;
- товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;
- четкая связь (ассоциация) между данным товаром и указанным географическим объектом.
Таким образом, указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения (Россия, КНР) не является наименованием места происхождения товара.
Таким образом, участник закупки не указал в первой части заявки ни товарный знак (его словесное обозначение), ни фирменное наименование, ни наименование места происхождения товара или наименование производителя, что не дает в полной мере идентифицировать товар, на что указывает требование части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, аукционная комиссия на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Госпоставка"), поскольку в составе первой части заявки не предоставлена информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Госпоставка" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку презентационной продукции (извещение N0116200007914011243) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2014 г. N 06-899/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2014