Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 декабря 2014 г. N 06-999/14т
изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Кырбасова В.П-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектораотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Инженерный консалтинговый центр "Безопасность гидротехнических сооружений" (далее по тексту -ООО ИКЦ "Безопасность ГТС", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа и конкурсной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" (далее - заказчик): представлено ходатайство о рассмотрении деда в отсутствие представителя заказчика,
рассмотрев жалобуООО ИКЦ "Безопасность ГТС"на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, государственного заказчика ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на разработку декларации безопасности на стадии строительства: "Инженерная защита от паводковых вод г. Якутска" (извещение N 0116200007914012841),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
10 декабря 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ИКЦ "Безопасность ГТС"на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, государственного заказчика ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на разработку декларации безопасности на стадии строительства: "Инженерная защита от паводковых вод г. Якутска" (извещение N 0116200007914012841).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (17 декабря 2014 года в 11 часов 30 минут в помещенииЯкутского УФАС России).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
Входе рассмотрения дела жалобаООО ИКЦ "Безопасность ГТС"оглашена в полном объеме.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации, в частности установление уполномоченным органом/государственным заказчиком в подкритерии "Опыт выполненных работ" неценового критерия "Квалификация участников закупки" в качестве подтверждения опыта работы участников закупки в соответствии со СНиПом 31-06-2099 "Общественные здания и сооружения".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе к квалификации участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Указывает, что в соответствии с предметом закупки в качестве правовой базы должен быть указан Федеральный закон от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"(далее по тексту - Закон N 117-ФЗ, Закон о безопасности ГТС) и, следовательно, опыт работы участниками закупки должен подтверждаться работами, выполненными на основании вышеуказанного Закона, в соответствии с предметом контракта.
Отмечает, что ООО ИКЦ "Безопасность ГТС" имеет опыт в сфере разработки декларации безопасности гидротехнических сооружений, а не разработки проектных документаций.
Просит внести изменения в положения закупочной документации.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа и конкурсной комиссиипо жалобе ООО ИКЦ "Безопасность ГТС" пояснил следующее.
В соответствии с пп. "б" п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок), показателем нестоимостного критерия может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
По показателю 3 нестоимостного критерия части 4 документации оценке подлежат исполненные аналогичные работы по разработке проектной документации.
Таким образом, при оценке заявок с точки зрения законности невозможно начисление баллов заявке, в которой содержатся сведения о выполненных работах, не связанных с предметом рассматриваемой закупки.
Кроме того, часть 2 документации содержит указание на правовое основание проектирования: постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В связи с этим положения документации представляются не нарушающими права и интересы участников закупки.
Государственным заказчиком пояснения по жалобе не представлено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
27 ноября 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruбыли размещены извещение N 0116200007914012841о проведении открытого конкурса на разработку декларации безопасности на стадии строительства: "Инженерная защита от паводковых вод г. Якутска", а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 800 000,00 руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО ИКЦ "Безопасность ГТС"признала обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации, в частности установление уполномоченным органом/государственным заказчиком в подкритерии "Опыт выполненных работ" неценового критерия "Квалификация участников закупки" в качестве подтверждения опыта работы участников закупки в соответствии со СНиПом 31-06-2099 "Общественные здания и сооружения".
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что в части 4 "Критерии оценки заявок участником закупки" конкурсной документации уполномоченным органом/заказчиком в подкритерии "Опыт выполненных работ" неценового критерия "Квалификация участников закупки" в качестве подтверждения опыта работы участников закупки должны представлять выполненные проектные работы в соответствии со СНиПом 31-06-2099 "Общественные здания и сооружения".
Между тем, п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе к квалификации участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно извещению о проведении закупки, а также конкурсной документации предметом закупки (контракта) является выполнение работ по разработке декларации безопасности на стадии строительства: "Инженерная защита от паводковых вод г. Якутска".
Согласно п. 4 части 2 "Описание объекта закупки" стадия проектирования - разработка декларации ГТС.
Пунктом 8 описания объекта закупки установлен состав работ, включающий в себя следующие виды работ:
8.1 Обследование гидротехнического сооружения:
8.1.1 Участие в преддекларационном обследовании гидротехнического сооружения с составлением акта преддекларационного обследования ГТС, по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
8.2 Разработка декларации безопасности ГТС на стадии строительства, в том числе:
8.2.1 Критерии безопасности ГТС;
8.2.2 Расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий сооружения инженерной защиты.
8.2.3 Сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС.
8.2.4 Заключение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.
8.2.5 Ситуационный план с нанесенными границами территории ГТС, опасной и охранной зонами в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования и дающих представление о сооружениях.
8.2.6 Характерные продольные и поперечные разрезы ГТС и их оснований в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования и дающих представление о сооружениях.
8.2.7 Общая схема размещения контрольно-измерительной аппаратуры и пунктов наблюдения на ГТС.
8.2.8 План территории ГТС с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта, в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования.
8.2.9 Планы профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, перечень необходимых мероприятий и требований по обеспечению безопасности ГТС.
8.2.10 Паспорт безопасности опасного объекта (ГТС).
Кроме того, пунктом 26 Информационной карты установлено требование к лицам осуществляющим выполнение работ,являющихся объектом закупки:
- свидетельство саморегулируемой организации по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений (п. 7.4 Приказа Минэкономразвития РФ от 23.06.2010 N 294).
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для осуществления государственной экспертизы установлено в ст. 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 11 Закона о безопасности ГТС государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 года N 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений", определяет содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществления ее государственной экспертизы.
Согласно п. 25 Положения декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.
Следовательно, декларация безопасности ГТС является составной частью проектной документации, проходящая государственную экспертизу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе к квалификации участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, исходя из вышеуказанного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в соответствии с предметом закупкивконкурсной документации в качестве правовой базы должен быть указан Закон о безопасности ГТС и, следовательно, опыт работы участники закупки должны подтверждать работами, выполненными на основании вышеуказанного Закона, т.е. связанного с предметом закупки,а именно разработкой деклараций безопасности ГТС.
Следовательно, заказчиком/уполномоченным органом нарушены положения п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО ИКЦ "Безопасность ГТС" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ИКЦ "Безопасность ГТС"на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов/государственного заказчика ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на разработку декларации безопасности на стадии строительства: "Инженерная защита от паводковых вод г. Якутска" (извещение N 0116200007914012841)обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов/государственного заказчика ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" нарушившимип. 4 ч. 1 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу и конкурсной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов/государственному заказчику ГКУ РС (Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 декабря 2014 г. N 06-999/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2014