Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2014 г. N 1188
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии - О.А. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта контрольного отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Сибмост" на действия уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Кача по ул. Калинина - ул. Маерчака - ул. Брянская в городе Красноярске" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ОАО "Сибмост" на действия конкурсной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: принятие конкурсной комиссией незаконного решения о несоответствии заявки ООО "Сибмост" Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность от 09.01.2014);
- представитель ООО "Сибмост" - Фомин Михаил Андреевич (доверенность от 03.12.2014);
- представитель ООО "Сибмост" - Сивин Андрей Николаевич (доверенность от 02.12.2014).
Из содержания жалобы ООО "Сибмост" следует, что единой комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Сибмост" на участие в открытом конкурсе по причине несоответствия представленной банковской гарантии требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе в части содержания дополнительных документов.
Отказ в допуске обоснован тем, что в банковской гарантии содержится требование к Уполномоченному органу одновременно с требованием об уплате банковской гарантии представить банку копии документов, подтверждающих факт уклонения или отказа ОАО "Сибмост" заключить контракт с Заказчиком. Заказчик считает, что предоставление такого документа не предусмотрено перечнем, утвержденным Постановлением РФ N 1005 от 08.11.2013.
Согласно пункту 2 банковской гарантии N DGS-754/14-1.Д09, выданной ОАО "МДМ Банк", гарантия обеспечивает выполнение обязательств ОАО "Сибмост" перед Уполномоченным органом по участию в открытом конкурсе с целью заключения муниципального контракта. Сумма гарантии подлежит оплате в случае уклонения или отказа ОАО "Сибмост" заключить контракт с Заказчиком.
Таким образом, ОАО "Сибмост" считает, что отказ ОАО "Сибмост" от заключения контракта с Заказчиком является гарантийным случаем.
Перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об оплате денежной суммы по банковской гарантии, утвержден Постановлением Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013. Данный перечень обязывает Заказчика направить банку документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая.
По мнению ОАО "Сибмост" в случае отказа ОАО "Сибмост" заключить контракт Заказчик обязан направить банку документ, подтверждающий наступление гарантийного случая, что соответствует постановлению Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013.
В пояснениях, представленных уполномоченным органом на рассмотрение жалобы, указано, что извещением о проведении открытого конкурса и разделом 17 конкурсной документации установлено требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 6 900 859, 24 рублей.
Раздел 15.1 конкурсной документации, как это предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, содержит перечень документов, входящих в состав заявки, согласно которому в состав заявки, подаваемой участниками закупки на участие в конкурсе, должны входить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Постановлением Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 во исполнение пункта 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе утвержден перечень документов, которые должны прилагаться к требованию об осуществлении выплаты по банковской гарантии (далее - Перечень).
В Перечень включены три документа:
- документ, подтверждающий полномочия подписавшего требование единоличного исполнительного органа (иного уполномоченного лица);
- платежное поручение , подтверждающее перечисление аванса, с отметкой Федерального казначейства об исполнении - если требование направляется в случае ненадлежащего выполнения Принципалом обязательств по возврату аванса;
- документ, свидетельствующий о наступлении гарантийного случая в соответствии с контрактом - если требование предъявляется ввиду ненадлежащего выполнения Принципалом обязательств в течение гарантийного срока.
Постановлением Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 не установлены документы, обосновывающие данное требование, которые прилагаются к требованию об осуществлении выплаты по банковской гарантии.
Список документов, обосновывающих требование заказчика, в Постановлении Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 не приведен. Они не включены в Перечень, при этом Перечень документов является исчерпывающим.
Правом определять документы, которые должны прилагаться Бенефициаром к требованию по банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством гарант не обладает.
В частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлен полный список сведений, которые должны содержать банковская гарантия.
По мнению Уполномоченного органа, Заказчик не вправе принять банковскую гарантию, которая содержит иные сведения, не отраженные в названных документах (пункты 2,3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе).
Как следует из представленной банковской гарантии ОАО "Сибмост" согласно пункту 2 выплата соответствующей суммы гарантии наступает в следующих случаях:
- непредоставления Бенефициару или предоставление с нарушением условий Закона о контрактной системе до заключения Контракта на выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Кача по ул. Калинина- ул. Маерчака-ул. Брянская в городе Красноярске на основании открытого конкурса, номер закупки 0119300019814002672, Бенефициару обеспечения исполнения указанного контракта;
- уклонение или отказ Принципала заключить Контракт с Бенефициаром на выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Кача по ул. Калинина- ул. Маерчака-ул. Брянская в городе Красноярске на основании открытого конкурса, номер закупки 0119300019814002672.
В преамбуле банковской гарантии указано, что уплата денежной суммы по настоящей гарантии осуществляется с приложением заверенных Бенефициаром копий следующих документов:
- документа подтверждающего полномочия лица, подписавшего требование по Гарантии: решение об избрании, приказа о назначении - если требование подписано единоличным исполнительным органом Бенефициара доверенности - если требование подписано иным уполномоченным органом;
- документов, подтверждающих факт уклонения или отказа Принципала заключить контракт с Бенефициаром.
Если Бенефициар примет банковскую гарантию, в которой указаны документы, необходимые для получения выплаты, предусматривающий только один случай, он не сможет получить денежные средства при наступлении второго случая.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по размещению муниципального заказа путем проведения открытого конкурса.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования
В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:
1) информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе;
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;
4) плату (при ее установлении), взимаемую заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа;
5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
6) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок;
7) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Закона о контрактной системе, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с Законом о контрактной системе, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 в перечень документов, которые должны прилагаться к требованию об осуществлении выплаты по банковской гарантии входит:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.11.2014 N ПРО1 следует, что конкурсная комиссия отклонила конкурсную заявку ОАО "Сибмост" по причине: в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, указанным в разделах 15, 17 конкурсной документации в части непредоставления документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе: (представленная банковская гарантия не соответствует требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе в части содержания дополнительных документов, отсутствующих в установленном Правительством Российской Федерации перечне документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии).
Исследовав положения документации об электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в пункте 15.1 "Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению" конкурсной документации установлено, что Заявка установленной формы, оформленная в соответствии с приложением 1 к конкурсной документации, содержащая предложение участника конкурса в отношении объекта закупки на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия такого поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В пункте 2 банковской гарантии представленной ОАО "Сибмост" выданной ОАО "МДМ Банк" указано, что выплата соответствующей суммы гарантии наступает в следующих случаях:
- непредоставления Бенефициару или предоставление с нарушением условий Закона о контрактной системе до заключения Контракта на выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Кача по ул. Калинина- ул. Маерчака-ул. Брянская в городе Красноярске на основании открытого конкурса, номер закупки 0119300019814002672, Бенефициару обеспечения исполнения указанного контракта;
- уклонение или отказ Принципала заключить Контракт с Бенефициаром на выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Кача по ул. Калинина- ул. Маерчака-ул. Брянская в городе Красноярске на основании открытого конкурса, номер закупки 0119300019814002672.
В преамбуле банковской гарантии указано, что уплата денежной суммы по настоящей гарантии осуществляется с приложением заверенных Бенефициаром копий следующих документов:
- документа подтверждающего полномочия лица, подписавшего требование по Гарантии: решение об избрании, приказа о назначении - если требование подписано единоличным исполнительным органом Бенефициара доверенности - если требование подписано иным уполномоченным органом;
- документов, подтверждающих факт уклонения или отказа Принципала заключить контракт с Бенефициаром.
Указанный перечень документов не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013.
В конкурсной документации Заказчиком не устанавливались требования к банковской гарантии, представляемыми обеспечению заявки, в том числе требование к перечню документов подтверждающих наступление гарантийного случая.
В банковской гарантии указаны гарантийные случаи соответствующие Постановлению Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013.
Таким образом конкурсной комиссией нарушена статья 53 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ОАО "Сибмост" обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения заявки ОАО "Сибмост".
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2014 г. N 1188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2014