Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 декабря 2014 г. N 1264
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Венера" на действия государственного заказчика - Государственной инспекции труда в Красноярском крае (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по содержанию имущества (уборка служебных кабинетов и помещений)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 12.12.2014 поступила жалоба ООО "Венера" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119100007914000015.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика - Яшников Роман Сергеевич (доверенность N 72 от 16.12.2014, удостоверение личности).
Явку своего представителя податель жалобы на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в описании объекта закупки, по мнению подателя жалобы, присутствуют избыточные показатели расходных материалов, которые исполнителю необходимо использовать при оказании услуг. Например, моющее и чистящее средство для ежедневной влажной уборки пола в соответствии с требованиями заказчика должно находиться в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой и т.п.
Во-вторых, по сведениям подателя жалобы, моющего и чистящего средства для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате с содержанием бактерицидных и антикоррозийных добавок не существует, хотя его использование необходимо в соответствии с потребностью заказчика.
В-третьих, в пункте 4.2 Технического задания аукционной документации имеется следующее требование заказчика: применяемые средства должны быть без резкого запаха, экологически безопасными, не причиняющими вреда здоровью и самочувствию работникам театра (в то время как заказчиком является Государственная инспекция труда в Красноярском крае) и иметь сертификаты качества и соответствия.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Во-первых, характеристики расходных материалов, которые исполнителю необходимо использовать при оказании услуг, являющихся объектом закупки, изложены заказчиком в соответствии с его потребностью. По окончании срока приема заявок оператором электронной площадки направлены заказчику 16 заявок от участников закупки, и во всех заявках было указано согласие исполнить все условия технического задания документации. Следовательно, заказчик не ограничил число участников закупки, участвующих в электронном аукционе.
Во-вторых, в настоящий момент имеются следующие предложения от производителей в изготовлении моющего и чистящего средства для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате, содержащего бактерицидные и антикоррозийные добавки: Мегасан, ника - неодез, Мегасан М (гель), Самаровка-комби, Самаровка, Део-хлор люкс, Септустерил, Ультрахлорантин, Деланокс, Лизафин, и др.
В-третьих, в пункте 4.2 Технического задания имеется техническая ошибка, а именно: вместо слова "театра" должно быть следующее: "Государственной инспекции труда в Красноярском крае".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по содержанию имущества (уборка служебных кабинетов и помещений)".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 4 части Х "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации следует, что полная характеристика, объем оказываемых услуг, описание объекта закупки отражено в проекте государственного контракта и его техническом задании.
Исследовав содержание приложения N 4 к государственному контракту, Комиссией было выявлено, что заказчиком установлены следующие характеристики расходных материалов, применение которых необходимо при оказании услуг, являющихся объектом закупки:
N п/п |
Техническое требование заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара) |
|
Наименование расходного материала |
Наименование, единица измерения, значение показателя (минимальное и(или) максимальное) или значение, которое не может быть изменено) |
|
1. 1 |
Моющее и чистящее средство для ежедневной влажной уборки пола |
Водородный показатель кислотности среды (pH): от 7 до 10; Неиногенные поверхностно-активные вещества (ПАВ): от 5 до 15%; Анионные ПАВ: от 15 до 30%; Класс опасности (по ГОСТ 12.1.007-76): не менее 4; Без резкого запаха; Не содержит хлора, фосфатов, кислот и других токсичных веществ; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
2. |
Моющее и чистящее средство для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате |
Анионные ПАВ: от 5 до 15%; pH: от 2,0 до 4,0 Содержит бактерицидные и антикоррозийные добавки, кислоты; Без резкого запаха. |
3. |
Средство для удаления пыли с поверхности офисной мебели, крышек столов, полок (шкафов, тумбочек, ручек дверей, подоконников и прочих поверхностей до 2-х метров высотой, протирки пожарных гидрантов) |
Не оставляет следов и разводов на обработанной поверхности; Показатель pH: от 6,0 до 8,0; Класс опасности (по ГОСТ 12.1.007-76): не менее 4; Без резкого запаха; Не содержит хлора, фосфатов, кислот и других токсичных веществ; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 1 литра с герметично закрывающейся крышкой. |
4. |
Средство для удаления пыли и загрязнений с поверхности оргтехники |
Обладает моющими способностями (удаляет пыль, грязь, жирные пятна, следы от рук); Покрывает очищаемую поверхность антистатической пленкой, предохраняющей от оседания пыли; Нейтрализует неприятные запахи и придает освежающий аромат; Показатель pH: от 11,0 до 12,0; находится в аэрозольных баллончиках объемом не менее 300 мл. |
5. |
Средство для чистки и дезинфекции кафельной стенки высотой до 2 метров |
Класс опасности (по ГОСТ 12.1.007-76): не менее 4; Имеет летучие компоненты, не оказывающие токсического действия, Обладает приятным ароматом, Показатель рН: от 7,0 до 7,5; Находится в ёмкостях из высокопрочного пластика объемом не менее 1 литр с герметично закрывающейся крышкой. |
6. |
Средство для чистки и мытья плинтусов, поручней, балясин, пепельниц и мусорных корзин |
Уничтожает микроорганизмы, уничтожает неприятные запахи, обладает приятным ароматом, Показатель рН: от 7,0 до 9,5, Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
7. |
Средство для чистки и натирки зеркальных и стеклянных поверхностей и витражей |
Удаляет жир и грязь с блестящих поверхностей; Не оставляет разводов и обеспечивает длительный блеск поверхностей без пятен; Обеспечивает очистку без последующей промывки водой; Показатель рН: от 8,0 до 9,0; Находится в ёмкостях из высокопрочного пластика объемом не менее 1 литр с герметично закрывающейся крышкой. |
8. |
Средство для мытья керамогранитного, бетонного пола |
Содержит противоскользящий полимер; Придает поверхности блеск и обеспечивает защиту; Показатель рН: от 8,0 до 9,0; Разложение ПАВов: более 90%; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
9. |
Средство для очистки радиаторов отопления |
Биоразлагаемые; Удаляет остатки жира и масла; Показатель рН: от 8,0 до 9,0; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
10. |
Средство для мытья лестниц |
Уничтожает микроорганизмы; Обладает приятным ароматом; Уничтожает неприятные запахи; Обладает приятным ароматом; Показатель рН: от 7 до 9,5; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
11. |
Средство для мытья подоконников и дверей |
Не содержит кислот, аммиака и свободных щелочей; Соответствует требованиям ИСО 9001; Показатель рН: от 6,0 до 6,5; Находится в канистрах из высокопрочного пластика объемом не более 5 литров с герметично закрывающейся крышкой. |
12. |
Мешок для заправки корзин для мусора |
Цвет: черный, Материал: полиэтилен; Вместимость: не менее 30 литров; находится в спрессованных рулонах; Количество рулонов в упаковке: не менее 30 штук. |
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей вышеуказанных товаров, использование которых предполагается при оказании услуг, являющихся объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в приложения N 4 к государственному контракту, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости. Таким образом, неуказание заказчиком иных характеристик рассматриваемого товара свидетельствует об отсутствии дополнительных требований у заказчика к иным характеристикам указанного товара.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Таким образом, заказчик установил требования к вышеперечисленным товарам, использование которых предполагается при оказании услуг, являющихся объектом закупки, исходя из собственных потребностей. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы об установлении заказчиком избыточных требований к расходным материалам, использование которых предполагается при оказании услуг являющихся объектом закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу. Следовательно, в рассматриваемой части действия заказчика совершены с соблюдением требований Закона о контрактной системе, а довод подателя жалобы - необоснован.
К моменту рассмотрения жалобы по существу на обозрение Комиссии заказчиком были представлены доказательства существования на настоящий момент на товарном рынке предложений от производителей в изготовлении моющего и чистящего средства для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате с содержанием бактерицидных и антикоррозийных добавок, а именно: Мегасан, Ника - неодез, Мегасан М (гель), Самаровка-комби.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что на участие в электронном аукционе было подано шестнадцать заявок от участников закупки, у которых не возникло сложностей с формулированием своего предложения по использованию моющего и чистящего средства для влажной уборки и дезинфекции в туалетной комнате в соответствии с потребностями заказчика, изложенными в Приложении N 4 к государственному контракту.
Следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы необоснован.
Комиссией принято во внимание пояснение заказчика относительно того, что имеющаяся в пункте 4.2 Приложения N 1 к государственному контракту формулировка: "применяемые средства должны быть без резкого запаха, экологически безопасными, не причиняющими вреда здоровью и самочувствию работникам театра и иметь сертификаты качества и соответствия" является технической ошибкой заказчика в части принадлежности работников к театру, а не к заказчику, которая не послужила бы основанием для отклонения заявки того или иного участника закупки, пожелавшего участвовать в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Венера" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 декабря 2014 г. N 1264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014