Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 ноября 2014 г. N 1109
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар, представитель УЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю А.А. Аникин (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СК "Строй-Инвест" на действия заказчика - Главного управления образования администрации города Красноярска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по капитальному ремонту в МБДОУ N 70", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019814002789, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СК "Строй-Инвест" на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта "На выполнение работ по капитальному ремонту в МБДОУ N 70" (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Федерального Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Баранникова Юлия Александровна (доверенность N 13 от 18.02.2014);
- представитель уполномоченного органа Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 09.01.2014);
- представитель прокуратуры Кобелев Максим Анатольевич (служебное удостоверение).
Из содержания жалобы следует, что отдельные положения документации не соответствуют требованиям Федерального Закона о контрактной системе. Во-первых, согласно Ведомости объемов работ N 02-05 Система водоснабжения и водоотведения, для выполнения работ требуется использовать товары определенных производителей (без возможности поставки эквивалентных товаров). Недопустимость применения эквивалентных материалов нарушает права заявителя жалобы и других участников закупки и противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе.
Во-вторых, заказчик некорректно установил требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, что приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
В-третьих, включение в документацию противоречащих друг другу требований о возможности и невозможности изменений условий контракта, нарушает положения пункта 9 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе.
В-четвертых, в документации об электронном аукционе отсутствует ряд сведений, которые должны быть указаны в соответствии с законом. Действия заказчика приводят к нарушению части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 63, пункта 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что объектом закупки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МБДОУ N 70 являются работы, перечисленные в разделе 4 аукционной документации.
Работы по капитальному ремонту в МБДОУ N 70 должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", в объеме, предусмотренном проектом.
Работы должны выполняться материалами Подрядчика. При выполнении работ должны использоваться материалы, оборудование, комплектующие, имеющие сертификаты или паспорта качества изготовителя и технические условия. Во время проведения работ должны быть обеспечены необходимые противопожарные мероприятия, мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды
Предметом проекта муниципального контракта, являющегося приложением к аукционной документации, также являются работы по капитальному ремонту МБДОУ N 70. Поставка товаров, перечисленных в жалобе, не является предметом рассматриваемой закупки.
В части не размещения в извещении адреса электронной площадки в информационно-коммуникационной сети "Интернет" пояснили, что данные сведения размещены, в соответствии с п. 5 ч. 63 Федерального Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0119300019814002789.
В части не размещения в извещении сведений, предусмотренных п. 1. ч. 5 ст. 63 Федерального Закона о контрактной системе, доводы жалобы также не обоснованы. В соответствии ч. 1 ст. 26 Федерального Закона о контрактной системе, пунктом 1 Постановления администрации города Красноярска от 25.12.2013 N 750 "О наделении полномочиями", департамент муниципального заказа администрации города Красноярска наделен полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, казенных учреждений, а также для муниципальных бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий города Красноярска в установленных федеральным законодательством случаях. Сведения о наименовании, месте нахождении, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, об ответственном должностном лице также в полном объеме размещены в извещении о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом совершены действия по размещению заказа путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по капитальному ремонту в МБДОУ N 70".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Статья 33 Федерального Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Федерального Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что разделом 4 документации электронного аукциона установлено, что работы по капитальному ремонту в МБДОУ N 70 должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", в объеме, предусмотренном проектом.
Комиссия установила, что техническая часть аукционной документации содержит следующие виды работ:
1 |
45.21.15.160 |
Работы общестроительные по ремонту прочих зданий |
31 290 060,26 |
2 |
45.33.20.190 |
Работы по ремонту водопроводных и канализационных систем |
1 522 929,24 |
3 |
45.31.12.110 |
Работы по монтажу внутренних сетей электроосвещения (включая электроарматуру) в нежилых зданиях |
3 683 400,68 |
4 |
45.21.34.140 |
Работы общестроительные по прокладке прочих линий электропередачи, воздушных (надземных) напряжением до 10 кВ включительно |
1 219 316,42 |
5 |
45.33.12.110 |
Работы по монтажу (установке) систем вентиляции и кондиционирования воздуха |
1 538 755,40 |
6 |
45.33.11.190 |
Работы по ремонту систем центрального отопления |
1 607 091,56 |
7 |
45.31.21.110 |
Работы по установке систем пожарной сигнализации |
229 730,66 |
8 |
45.34.32.120 |
Работы по монтажу строительных конструкций (изделий) и их элементов и инженерного оборудования зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам |
2 860 684,62 |
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация при ее подготовке на основании договора утверждается заказчиком. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заказчик не имеет возможность внести какие - либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссией было установлено, что согласно Ведомости объемов работ N 02-05 Система водоснабжения и водоотведения (файл Часть 3.гаг/Книга 1 МБДОУ 70.pdf), для выполнения работ требуется по позиции N 137 "Жироуловитель Flo Tenk QJ-5, колодцы обслуживания КТ-4, датчик уровня жира"; согласно Ведомости объемов работ N 02-06 Технологическое оборудование (файл Часть З.гаг/Книга 1 МБДОУ 70.pdf), требуется по позиции N 6 "Весы электронные порционные, CW-5 CAS, Корея", по позиции N 11 "Холодильный шкаф среднетемпературный "Бирюса".
Использование вышеуказанных товаров предусмотрено проектной документацией ООО "СтройКом" "Выполнение работ по инженерно-геологическим изысканиям, по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций и систем инженерного обеспечения, разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт МБДОУ N 70 по адресу: г. Красноярск, ул. Новая Заря, 15". В указанной проектной документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от проектной документации в части установки оборудования иной марки и производителя.
На основании вышеизложенного Комиссия установила отсутствие у заказчика необходимости сопровождения словами "или эквивалент" товаров, указанных в позициях 137, 6 и 11 технической части аукционной документации.
Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что предметом проекта контракта, являющегося приложением к аукционной документации, также являются работы по капитальному ремонту МБДОУ N 70. Поставка товаров, перечисленных в жалобе, не является предметом рассматриваемой закупки. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы также установлено, что разделом 23 "Заключение контракта по результатам электронного аукциона" документации электронного аукциона установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Однако, разделом 12 установлено, что возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта;
- при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом.
Также в соответствии с пунктом 2.2. Проекта контракта, установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением следующих случаев:
при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта;
при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом.
В связи, с чем Комиссия Красноярского УФАС приходит к выводу об отсутствии противоречий в аукционной документации, т.к. общее правило не допускает возможности изменения существенных условий контракта, а специальное правило дает такую возможность, при наступлении определенных случаев, указанных в аукционной документации и проекте контракта.
Податель жалобы также считает, что в документации об электронном аукционе отсутствует ряд сведений, которые должны быть указаны в соответствии с законом.
При анализе извещения о проведении электронного конкурса и аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в нарушение части 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не содержит информации, указанной в извещении о проведении аукциона, а именно: даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия Красноярского УФАС также отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 63 Федерального Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении указан адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно ООО "РТС-тендер". В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, заказчиком в извещении указано наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации, а именно:
Организация, осуществляющая закупку |
Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска |
Почтовый адрес |
Российская Федерация, 660049, Красноярский край, Красноярск г, Карла Маркса, 95, - |
Место нахождения |
Российская Федерация, 660049, Красноярский край, Красноярск г, Карла Маркса, 95, - |
Ответственное должностное лицо |
Котович Татьяна Петровна |
Адрес электронной почты |
zakaz2@admkrsk.ru |
Номер контактного телефона |
7-391-2261990 |
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0119300019814002789 от 18.11.2014 по результатам рассмотрения первых частей заявок в торгах приняли участие 16 участников, 16 из которых были допущены к участию в электронном аукционе. В связи с этим Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что выявленные нарушения части 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе не повлияли на права и законные интересы участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО СК "Строй-Инвест" в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 ст. 99, частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО СК "Строй-Инвест" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок заказчику не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы участников закупки.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Аникин
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 ноября 2014 г. N 1109
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2014