Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 декабря 2014 г. N 1310
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Гарант-ТО" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона N А 241/14 "Оказание услуг по дезинфектологии (дератизации, дезинсекции) для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 19.12.2014 поступила жалоба ООО "Гарант-ТО" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200040414000310.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы Комиссией по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Бочарова Юлия Юрьевна (доверенность б/н от 23.12.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Бутан Наталья Владимировна (доверенность N 02-юр-2014 от 25.11.2014, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком при осуществлении закупки было необоснованно установлено требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
СанПин 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", СП 3.5.1378-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" не предусматривают наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Объект закупки был классифицирован заказчиком в соответствии с кодом ОКПД 85.14.18.130 - "услуги учреждений санитарно-эпидемиологической службы". Однако, услуги по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ учреждения санитарно-эпидемиологической службы не оказывают и не имеют права оказывать в силу приказа Минздрава РФ от 18.03.2002 N 85.
По мнению подателя жалобы, исходя из описания объекта закупки, не следует, что заказчику необходимо оказание услуг, являющихся объектом закупки в рамках оказания медицинской помощи. Дератизация и дезинсекция в данном случае не направлена на поддержание и (или) восстановление здоровья пациентов заказчика, а представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание помещений медицинского учреждения в состоянии, соответствующем установленным требованиям. Указанный вывод подтвержден постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А33-11814/2014.
Согласно пояснениям, полученным от представителя заказчика в ходе проведения заседания по рассмотрению жалобы Комиссией по существу, при формировании аукционной документации заказчик исходил из положений Закона о контрактной системе, как при формировании общих требований к участникам закупки, так и при формулировании требований к составу и содержанию заявки, подаваемой ими на участие в электронном аукционе. Заказчик отмечает, что им объект закупки был классифицирован в соответствии с ОКВЭД в рамках подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", что свидетельствует о потребности заказчика в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, которые составляют медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию. Указанный вывод заказчика подтверждается письмами Минздрава РФ от 13.05.2013 N 24-1-2036856, а также от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592.
П мнению представителя заказчика, ссылка подателя жалобы на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А33-11814/2014 несостоятельна в силу того, что указанный судебный акт подтверждает вывод о том, что для услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, которые предоставляет податель жалобы, получение лицензии не требуется, т.к. они не являются медицинской деятельностью.
На основании вышеизложенного представитель заказчика полагает довод жалобы необоснованным.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения электронного аукциона N А 241/14 "Оказание услуг по дезинфектологии (дератизации, дезинсекции) для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Комиссией принята во внимание следующая позиция Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенная им в письмах по вопросам лицензирования медицинской деятельности по дезинфектологии от 13.05.2013 N 24-1-2036856, а также от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД) вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не является лицензируемым видом деятельности.
Однако, в соответствии с общепринятой терминологией, понятия "дезинфекция", "дезинсекция", "дератизация" включает в себя следующее.
Дезинфекция - удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, имеющих санитарно-гигиеническое значение и мешающих труду и отдыху людей.
Дератизация - уничтожение грызунов - носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология" Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ должна рассматриваться в понятиях Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Закона об основах охраны здоровья граждан.
Необходимо учитывать также следующее.
Законом об основах охраны здоровья граждан, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере здравоохранения), даны определения основных понятий, а именно:
Охрана здоровья граждан - система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они, таким образом, не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но, являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "Медицинская деятельность".
Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии, а именно мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемым видом медицинской деятельности.
Учитывая вышеизложенную позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации, Комиссией приняты во внимание следующие сведения аукционной документации.
Объектом закупки является оказание услуг по дезинфектологии (дератизация, дезинсекция).
В информационной карте объект закупки был классифицирован заказчиком под кодом ОКВЭД 85.14.18.130, указанный код относится к группе 85.14 "Прочая деятельность в области охраны здоровья", подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", класса 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".
В результате изучения описания заказчиком объекта закупки Комиссия установила, что заказчику необходимо проведение санитарно - гигиенических и технических мероприятий, направленных на защиту отдельных объектов (строений) от грызунов и насекомых - источников заболеваний человека, в том числе в соответствии с требованиями Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Указанную потребность заказчика в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика подтвердил, уточнив, что заказчику необходимо проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах заказчика для предотвращения распространения инфекционных заболеваний как среди пациентов, так и среди медицинского персонала заказчика.
Таким образом, проанализировав совокупность положений аукционной документации, учитывая разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенные в письмах от 13.05.2013 N 24-1-2036856 и от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, принимая во внимание существо понятия медицинской деятельности, содержащееся в Законе об основах охраны здоровья граждан, Комиссия пришла к выводу о том, что потребностью заказчика являются услуги по дезинфектологии, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, классифицированные в рамках подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", класса 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" ОКВЭД, которые являются в силу положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, лицензируемым видом деятельности.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу о законности и обоснованности установления заказчиком требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям, установленным в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Гарант-ТО" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 декабря 2014 г. N 1310
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2014